«И в концы вселенныя глаголы их»: как российские старообрядцы уверенно проповедуют, сохраняя независимость

Рассказ священника о современном состоянии старообрядчества, робкие просьбы от гостей в храме сфотографировать икону или иной богослужебный атрибут, наивные (и не очень) вопросы тех, кто впервые увидел убранство церкви… Жизнь сторонников дораскольного православия вызывает у современников неподдельный интерес. Люди просятся на экскурсию в древлеправославную церковь, хотят поучаствовать в конференции со староверами и просто посмотреть и расспросить, как им — хранителям старины далекой — живется в XXI веке. Как вести себя, если в храм Божий просятся внешние гости? И почему с представителями власти или сферы туризма — но ни в коем случае не с простыми любопытными людьми! — надо быть настороже?

Как чиновники староверами заинтересовались

— Мы устроим здесь такую красоту, что туристы к нам повалят! — мечтательно рассуждал один мой знакомый, чрезмерно часто фантазируя о том, как можно развить тот или иной приход, благодаря туризму.

Сам при этом делать он ничего не хотел, однако в своих идеях заходил так далеко и настолько смело, что впору было диву даваться. Аргументы о том, что это опасно и чревато непредвиденными (а равно и прогнозируемыми) последствиями, на него не действовали, пока он не узнал о туристической западне, в которую попали древлеправославные христиане из соседней Эстонии, в которую когда-то переселились с российских земель, спасаясь от гонений царской власти.

Школьницы проехали 200 км, чтобы пообщаться с сельским пастырем, протоиереем Иоанном Устиновым. Они надели юбки и платки, и деликатно прошли в храм, задав несколько наивных вопросов о старообрядчестве

Местные беспоповцы поморского согласия, объединенные в Союз старообрядческих общин, еще на исходе прошлого века стали интересовать чиновников. Уже тогда в небольшую страну начался поток туристов из разных, но чаще всего соседних европейских стран, и староверы постепенно становились одной из точек притяжения. Шутка ли: не пьют, не курят, живут компактно и порядочно, трудятся так, что впору завидовать, ни у кого ничего не просят, да еще и на чужбине сохранили свой неповторимый русский дух. Так родилась идея туристического маршрута «Луковый путь» по деревням Причудья.

Парадокс на берегах Чудского озера

Власти соседней страны поступили честно: предложили старообрядцам сотрудничество, пообещав финансовую выгоду. Вопрос, как позже рассказал председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин, был вынесен на совещание, где, по его словам, высказаться смогли представители всех 11 общин, в том числе городских, в Таллине и Тарту. «Я был против такого сотрудничества с властью», — уточняет он и вздыхает: мнения эстонских старообрядцев по этому вопросу разделились. Поскольку приказать общинам действовать единодушно юридически в этой стране невозможно, каждая из них стала поступать по своему.

Увидеть все своими глазами, а если разрешат — то и сфотографировать. Люди, далекие от старообрядчества, часто задают главный вопрос: чем староверы от новообрядцев отличаются?

Одни начали с радостью принимать туристов, другие категорически отказались от любой формы сотрудничества. Парадокс в том, что общины вдоль Чудского озера располагаются рядом — иногда в 5-10 километрах друг от друга. И вышло, что в одни деревни автобусы с туристами заезжали — приезжие визитеры общались со староверами, по согласованию с наставниками даже заходили внутрь храмов-часовен, вольно прогуливались и фотографировались в оградах, а мимо других демонстративно проезжали. Надо ли говорить, что первые общины вскоре смогли отремонтировать свои храмы и украсить территории, а последние по привычке годами собирали деньги на те же ремонты и другие свои нужды?!

Разносортные гости

Ситуация была бы комичной, если бы не столь трагичной: староверы не могли предугадать, кто к ним приедет. А приезжали, мягко говоря, разносортные гости: то подвыпившие и нередко с бутылкой в кармане, то в одежде «только что с пляжа», то просто равнодушные к чужим порядкам туристы, перечить которым заключившие сделку с властью староверы в общинах не могли… Неужто мы хотим также?

Некоторые старообрядцы одним лишь внешним видом несут проповедь в массы. А некоторые еще и сказать что-то могут, и даже спеть! На фото: группа христиан в библиотеке рассказывает о жизни сторонников дораскольного православия

В России эта тонкая грань между проповедью и финансовой зависимостью пока соблюдается, причем тяги к зарабатыванию средств подобным способом в общинах не наблюдается. И, к счастью, тенденций к тому, что в скором времени что-то изменится, нет. Однако интерес к туристам отдельных общин РПсЦ от центра к регионам, а в особенности в старорусских (да и просто старинных) городах, все же наблюдается. По счастью, российские староверы нашли оригинальный, вполне легитимный с духовной точки зрения способ: при храмах создаются музеи, которые и предлагается посещать людям, интересующимся старообрядческими богослужебной, культурной и бытовой практиками.

Поддержать желание людей знать больше

Бородулино, Казань, Новосибирск, Кострома, Лыткарино, Ростов-на-Дону… Все больше приходов Старообрядческой Церкви создают свои музеи, которые порой и принимают посетителей: запрос на тему старой веры в обществе велик! И отцы-настоятели, и председатели общин, и рядовые старообрядцы при возможности подогревают его, чем и поддерживают желание людей знать больше. Однако каждый такой визит в музей, реже — в храм, согласовывается индивидуально, и в этом залог аккуратного, бережного и почтенного отношения к святому месту, в котором действуют строгие порядки, раз и навсегда установленные давними предками.

Старообрядческий священник рассказывает, а горожане его внимательно слушают…

Светских людей, которые искренне интересуются староверием, в храмах РПсЦ привлекают одним только внешним видом древние книги и иконы, подручники, литые образа и даже восковые свечи — все, что можно увидеть в пустом Доме Божием.

Святая миссия испокон веков

Это тоже принципиально важно: если и принимает община группу туристов, то всегда во вне богослужебное время, потому что интерес интересом, проповедь проповедью, а молитва молитвой.

Если продолжать следовать такому подходу и не идти на поводу у власти, то и зависимости никакой не будет. Впрочем, российских старообрядцев вряд ли можно упрекнуть в сребролюбии. А вот их поиски способов благовествовать о своей вере дорогого стоят! Поучаствовать в научном мероприятии, откликнуться на приглашение краеведов или по просьбе библиотекарей провести экскурсию для неравнодушных людей по староверским местам в своем городе, поселке или за их пределами, открыть двери храма группе школьников или студентов, поучаствовать в открытии или презентации выставки — в этом есть святая миссия христиан испокон веков. Старообрядцы и сами должны стремиться не просто повторять за пророком и псалмопевцем Давыдом: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их», и незамедлительно откликаться на просьбы внешних людей рассказать им о себе.

Один из храмов староверов беспоповского согласия в Эстонии на берегу Чудского озера, мимо которого часто проезжают автобусы с туристами…

Семь раз отмерь…

И если «рядовые» группы людей для старообрядцев — это всегда желанные гости, то с представителями сферы туризма вести себя осторожно не повредит. Мы уже рассказывали, как темы старообрядчества, и христианства в общем виде, становятся все популярнее — экскурсиями дело уже не ограничивается! Поэтому, когда, к примеру, власти Свердловской области через специалистов туристической индустрии поинтересовались у староверов, как они относятся к развитию в Висимском заповеднике туристических троп вблизи от могил иноков-скитников, просиявших на Веселых горах, те ответили однозначно: отрицательно. Впрочем, это была лишь формальность: к тому времени все было уже решено, поэтому вскоре появились и цивилизованные тропы, и указатели, и информация в путеводителях.

А этот храм в эстонском Причудье не может не привлекать внимание туристов своим внешним видом. Он пострадал в годы Второй Мировой войны и частично был разрушен. Сегодня здесь часто бывают приезжие путешественники…

Пример наглядный, которые в очередной раз негласно призывает семь раз отмерять, и один раз отрезать.


Автор(ы):Максим Гусев
Медиа:Максим Гусев. На фото вверху: "Внешние" гости в наших храмах бывают нечасто, а когда их пускают, ведут себя пристойно и с искренним интересом - даже бахилы надевают, если их просят! На фото: гости, интересующиеся темой старой веры, в екатеринбургском храме РПсЦ во имя Рожества Христова

Читайте также

похожие записи на сайте