Валдайские староверы поднимаются на туризме

Новгородские деревни издавна зарабатывали ремёслами, отъезжим промыслом, рукоделием, ибо северная земля нежирная, а хлеб серый. В XXI веке к этому прибавился туризм: автобусные экскурсии в деревню староверов пользуются спросом, что позволяет не только заработать людям, но и сохраняет деревню от развала в условиях отсутствия работодателей-колхозов и прекращения сельскохозяйственного производства.

Радует своей ухоженностью деревня с непростым названием Лякова недалеко от города Валдай, являющимся точкой притяжения внутреннего туризма между Москвой и Петербургом. В деревне, которая упоминается в писцовых книгах с 1495 года, 110 дворов, проживают 70 жителей, большинство которых крещены в старой вере беспоповцев поморского согласия. Живут на новгородской земле староверы-переселенцы, чьи предки бежали от жестоких столичных гонений, но в этой деревне остались коренные новгородцы, не принявшие новин Никона, но и не убежавшие от них на Белое море и в Мезенский край.

Среди изб нет развалюшек и горелок, ровная улица, добротные хозяйства. Бывшее здание сельсовета стало клубом-музеем «Староверческое подворье»: местом живых народных игр, песен и забав. Бойкие жительницы не просто показывают гостям утюги и прялки (хотя и они имеются), а завлекают, предлагают представить себя на деревенской вечёрке или сватовстве, погружают в прошлые века.

«У колодцев всегда встречали дорогих гостей, а провожая в путь-дорогу путника, из родного колодца набирали воду, считая, что он беспрепятственно доберётся до следующего источника. Колодцы называли по имени человека, который жил рядом и следил за ним. Вода в колодце необыкновенно вкусная, но особую целительную силу она приобретает в ночь на Крещение. Сельчане приходят к колодцу, читают молитвы, осеняют себя крестом, набирается вода и хранится в хозяйстве», – так начинает экскурсию у колодца Дмитриевна, называя только по отчеству туристов и предлагая им освоить диковинные для многих журавль и коромысло. Тут же показывает, как закрывать полные ведра с водой накрест щепками от бесов, объясняя смысл благочестивой привычки.

«Считается, что колодцы имеют связь с потусторонним миром, поэтому мы оставшуюся в ведре воду никогда не выливаем обратно в колодец, чтобы не потревожить души усопших предков. А ещё есть у нас особый принцип чистоты – не только духовный, но и бытовой: когда набирается ведро, то перед тем, как идти, всегда осеняется крестом, чтобы чертята не лакнули и хвост не промокнули, не осквернили воду», – рассказывает Дмитриевна слегка обалдевшим от такого погружения в старину туристам.

Трюхи и подручники

Несём вёдра на подворье, где предлагают попилить-порубить дрова и поиграть в необычные игры дедов и прадедов: шапочный бой, ложечный тир, трюхи (т.е. палки) – прародительница игры в городки, песенная игра «Поле сеяли» (также известная как «Бояре, а мы к вам пришли») и прочее в том же духе.

Рассказы о старом быте начинаются внутри некогда жилой избы, ставшей столетие назад избой-читальней. «Считается, что изба – это не просто крыша и стены, а своеобразный корабль, на котором плывут все домочадцы, в горести и радости обращаясь к Богу и осеняя себя двуперстием. Приходя в гости, считается, что первый крест кладут Богу, второй – хозяину и хозяйке, а третий – всем добрым людям», – продолжает погружать Дмитриевна.

Отдельные повествования посвящены печи, бабьему куту и мужскому углу, кровати, колыбели, коробам с добром, палице (вальку) для стирки в проруби, прялке, ткацкому стану и другим предметам обихода. Далее небольшое знакомство со старинным новгородским говором, почти каждое слово которого нужно переводить на современный русский.    

Затем переход к красному углу, который у беспоповцев занавешивают, «чтобы чужой взор не мог осквернить лик святого».

«Что человеку худо, то и иконе не гоже: боится она и жары, и холода, и копоти, и грязи, поэтому верующие бережно хранят свою святыню. Иконы не вешаются, а ставят на полочки. В старину говаривали: икону не купил, а икону выменял. Слово купил по отношению к иконе не применялось. Кладётся крест с почтением: не донесёшь руку до правого плеча – Бога обидишь, а не донесёшь до левого – дьявола порадуешь», – так просвещают посетителей.

Далее краткий рассказ про подручник, это слово на Севере выговаривают через чёткий звук «ч»: «Укладывается всегда обратной стороной, которая называется поганой, поскольку соприкасается с нечистым».

Отдельным развлечением для туристов является самостоятельное изготовление из лоскутков, ниток и ваты куколки-кормилицы, которую забирают с собою на добрую память.

Затем выход на улицу, переход в другой двор с огромными деревянными качелями на 5-10 человек, построенными недавно по старинным чертежам. Небольшое знакомство с сеялками-веялками и напоследок сувенирная лавка в отдельной избе, где и сушеные грибы, и косоворотки.

От медпункта до фестиваля

Нет худа без добра – появлению нового туристического маршрута отчасти помог уход «государства» из Ляковы. Главная изба подворья после сельсовета превратилась в медпункт, «оптимизированный» вместе со школой в 2011 году. И тут бы избе пришёл кирдык, если бы не предприимчивые селяне, которые смогли войти в проект «Культура малой Родины» партии «Единая Россия» и получить грант на музей. И завертелось: третий год кряду проходит в июле фестиваль староверческой культуры «Лякова»: в 2021 году он собрал 150 гостей, в 2022 году – 500, а в 2023-м – полторы тысячи, приехавших не только из России, но и из Прибалтики. На фестивале прошла выставка женских головных уборов Руси «Образ молвит», мастер-классы, концерты, творческие встречи и множество всего другого. Праздник по размаху уже можно сравнивать с Неделей жен-мироносиц на Рогожском.

До революции вся деревня была одной большой Ляковской старообрядческой общиной с моленным домом, который продержался ещё 20 лет – в 1937 году его закрыли. Верующие стали молиться по домам. Во время войны в моленной разместилась солдатская столовая, потом здание обветшало и разрушилось. В 2021 году в Крестцах, районном центре, открыли Храм святого Никиты Новгородского, к 400-летию протопопа Аввакума, как его величают в Лякове, «адаманта старообрядства». Сегодня наставник оттуда приезжает в клуб-музей и верующие собираются на службу – каждый со своим подручником.

Предпринимательство всегда было особенностью приверженцев древней веры: мудрость «как потопаешь – так и полопаешь» зачастую была залогом выживания в условиях двойного налогообложения и прочих притеснений со стороны властей. Но в XXI веке оно является залогом выживания и самой деревни в условиях ползучей опустынивающей «оптимизации» и безбожной урбанизации.

Люди старой веры строги в исповедании, строги в быту, однако говаривали: «Твори добро – и ангел-хранитель за тебя молиться будет. Твори добро – и обязательно попадёшь в рай. Если не в серёдочку, то с кромочки будешь».

Как попасть: Новгородская область, Крестецкий район, дорога Новгород – Боровичи, деревня Лякова, д. 59. 

Время работы: среда – воскресенье с 9 до 17 часов.

https://vk.com/muzeystaroyvery


Автор(ы):Игорь Ермаченков
Медиа:Игорь Ермаченков

Читайте также

похожие записи на сайте