Католическая Пасха, почему раньше?

Накануне католический мир праздновал Пасху раньше положенного времени.

Пасха — центральный праздник христианской жизни.  Воскресение распятого на Кресте Бога принесло обновление человечеству. 

У евреев праздник «Песах» имеет несколько названий:

  • Песах — воспоминание о том, как Бог уничтожил первенцев египетских а еврейских не тронул, отсюда перевод слова в значении «прошел».
  • Хаг ха-мацот — напоминание о том, что евреи ели опресноки во время рабства и не успели заквасить тесто при выходе из Египта.
  • Хаг ха-авив — «праздник весны», который отмечается в месяц нисан, также называемый месяцем авив.
  • Хаг ха-херут — «праздник свободы», в память об исходе из Египта.

Ветхозаветная Пасха и современный праздник Песах (еврейская Пасха) посвящены исходу евреев из Египта, то есть тому событию, когда евреи были освобождены из египетского рабства. Название «Песах» означает «миновал» и связано с рассказом о десяти казнях, которые постигли Египет. После отказа фараона освободить евреев, Бог «наказал Египет страшной казнью«, убив всех первенцев. Однако казнь миновала дома евреев, которые поставили кровь агнца на свои двери.

В память об этом евреи вечером 14-го нисана приносят в жертву агнца — однолетнего ягнёнка, которого пекут на огне и съедают, не преломив костей, в пасхальную ночь. Пасхальный агнец также назывался «пасхой» или «песахом», как это упоминается у евангелистов о Тайной Вечери, которая описана как пасхальная трапеза. Во время этой вечери Исус Христос меняет смысл праздника, представляя себя как нового Агнец, приносящего себя в жертву ради очищения людей. А пасхальная трапезой устанавливается Евхаристия. Так описывают слова апостола Павла жертву Христову: 

…Пасха наша, Христос, заклан за нас. (1Кор. 5:7)

После разрушения храма в Иерусалиме, евреи утратит традицию жертвоприношения пасхального агнца.

Для христиан же праздник Пасхи связан с памятью о смерти и воскрешении Исуса Христа. Но изначально в разных церквях были разные традиции времени празднования Пасхи. Некоторые, особенно на Востоке, отмечали Пасху вместе с иудейским Песахом, в то время как другие общины, где влияние еврейских традиций было не столь сильным перенесли ее на первое воскресенье после Песаха. Например, христиане Малой Азии придерживались традиции отмечать Пасху в точное время 14-го нисана, вне зависимости от дня недели. А западные церкви праздновали Пасху в воскресенье после еврейской. Эти разногласия привели к конфликту, который был разрешен св. Иринеем Лионским. А на Никейском соборе 325 года был окончательно решен вопрос о едином дне празднования Пасхи для всех христиан и установлен день, который не должен выпадать на одинаковую дату вместе с еврейской пасхой. Сохранены слова участников собора, подтверждающие этот выбор.

Собор установил, что Пасха должна отмечаться всеми одновременно и подчеркнули недопустимость различных обычаев празднования в разное время, ради единства Церкви. Решение Никейского собора стало основой для определения дня Пасхи в церковном уставе. 

В IV веке уже установилась традиция соединять празднование крестной Пасхи с пасхальным воскресением, которые длились седмицу. В V веке название «Пасха» стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова. День Пасхи был особенно важным и его называли «царь дней». В 1582 году папа Григорий XIII ввёл новый календарь, получивший название «григорианский». Патриарх Иеремия созвал собор, на котором новый обычай был осужден. Католическая Пасха стала часто отмечаться раньше иудейской и опережать православную Пасху. Например, как в этом году более чем на месяц, что идет в разрез как канонам Церкви, так и здравому смыслу.


Автор(ы):Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте