История обретения и утраты Федоровской иконы Богоматери

Неделю назад мы уже готовили большой репортаж о торжестве православия и победе над иконоборчеством, а сегодня напомним вам об одной из самых почитаемых икон на Руси Федоровской иконе пресвятой Богородицы. По уставу Успенского собора Московского Кремля, 31 марта 2024 года, совершается служба этому образу.

Первые упоминания об иконе относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городца. Позже на этом месте построили монастырь во имя образа Богоматери. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой.  В 1238 году войска Батыя напали на город и уничтожили его, а монастырь сожгли. Считается, что икона была утрачена. Есть не одно предание обретения иконы.

15 августа 1239 года, накануне Успения Пресвятой Богородицы, жители Костромы увидели на улице воина с иконой Божией Матери в руках. В нем узнали великомученика Феодора Стратилата принявшего смерть 8 февраля 319 г. Он пронес икону через город, а на следующий день князь Василий Квашня увидел её на охоте висевшую на сосне у реки Запрудни. Икону перенесли в Кострому, а на месте, где была найдена икона основали монастырь. Сейчас там стоит храм Спаса на Запрудне. Жители Городца, которые пришли в Кострому, узнали в найденной иконе свой пропавший образ.Князь Василий приказал построить собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, а церковь в честь Феодора Стратилата устроили в его приделе, там и разместили икону. Поэтому икона называться Феодоровской.

Есть второе предание о нахождении иконы Феодоровской Божией Матери, которое немного отличается от первого. В нем говорится, что икону нашел князь Василий Ярославич, младший брат Александра Невского, 16 августа 1263 года. Эта версия описана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», написанном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином. В честь этого события было установлено празднование иконе на 16 августа. В «Сказании» также рассказывается о 35 чудесных исцелениях, которые произошли в первое десятилетие после обновления образа в 1636 году. Большинство этих случаев исцеления произошли с жителями Костромы или ее окрестностей.

Третье предание повествует, что князь Юрий Всеволодович нашел икону Феодоровской Божией Матери в 1188 году в ветхой деревянной часовне близ Городца. После его смерти икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу, который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. Икона всегда была с Александром и была его личным образом. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию, который перенес ее в Кострому.

Согласно этой версии, икона получила свое название от великого князя Ярослава Всеволодовича, который в святом крещении был назван Феодором. Эти и другие события стали основой для сказания об иконе.

Но каждое предание сходится, что икона была перенесена из Городца, разрушенного Батыем, в Кострому, где она была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата.

Первые чудеса иконы Феодоровской Божией Матери связаны с ее чудесным спасением во время пожара. В «Повести о явлении чудотворной иконы Феодоровской» упоминаются два случая, когда икона оставалась невредимой после пожара в деревянной церкви. Кроме того, «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери» рассказывает о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.

Когда татарские войска готовились напасть на малое христианское войско, при котором находилась эта чудотворная икона, начали исходить из неё лучи, похожие на солнечные. Эти лучи были настолько яркими и сильными, что казалось, будто они горят как огонь. Эти лучи легли на татарские войска и ополили его. От этого света и жара враг был охвачен страхом и трепетом, они не могли ни видеть друг друга, ни поднять оружие чтобы сражаться. И одержало над ними победу малочисленное русское войско и обратило врага в бегство, и освободило многих пленников своих, а озеро с тех пор стало называться Святым.

В 1613 году Михаил Романов был избран на царство, в честь этого 27 марта было установлено празднование Феодоровской иконы Божией Матери. Инославные невесты великих князей Романовых в честь Феодоровской иконы стали нарекаться отчеством Федоровна. Мария Федоровна супруга Павла I, Александра Федоровна супруга Николая I, Мария Федоровна супруга Александра III, Александра Федоровна супруга Николая II.

В 1636 году икону обновили и украсили драгоценной ризой. Икону несколько раз реставрировали. После революции 1917-го года икону изучала комиссия музейного отдела Наркомпроса. Исследование показало, что икона утрачена — с лицевой стороны, сохранились лишь небольшие фрагменты. От оригинала осталась совсем небольшая часть, практически вся икона написана на новом левкасе (грунте) в XVIII веке. Икону очистили от поздних записей, но из-за многочисленных утрат первоначальной живописи не удалось полностью удалить записи XVII века. Спустя несколько лет реставратор Иван Грабарь попытался восстановить лики иконы, надеясь найти под новыми слоями старую, неповрежденную живопись. Он стер все предыдущие реставрации, но восстановить изначальное написание не сумел, образ был нарисован заново.


Автор(ы):Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте