Нужен ли христианам царь?

В богослужебных книгах часто встречаются такие слова как «победы царю нашему на сопротивныя даруй» и так далее. Со времен святого и равноапостольного императора Константина как-то сложилось уже в среде верных, что должен быть предстоятель перед Богом от народа — царь земной. Однако, мало кто знает, что Бог не благословил царство в среде верующих, поскольку Сам Он был для них Царем (1Цар 12:12-15). Первые христианские общины также не имели ничего подобного и руководствовались духовно, подобно тому, как было при пророке Моисее и как позже стало после церковного раскола. Мы обратимся к источникам — к Священному Писанию, исследователям древней истории и культуры, рассмотрим идеи Града Божьего, «вечных» городов (Рима, Константинополя, Москвы) и взглядов святых и попробуем ответить на вопрос о том, в каком Царстве живет христианин и кто его Царь.

Политическое восприятие царствования в Ветхом Завете. Репрезентация царя

Первое, что приходит здесь на ум — события из последних страниц книги Судей, книг Царств, но все не так просто. Прежде чем рассмотреть эпоху Царств в Израиле, необходимо дать ответ на вопрос: «как и для чего возникло царствование?». Царствование — это признание над собой власти правителя, это порядок, устроенный правителем, это авторитет и возможности. Именно это было у первых людей, так как они поклонялись Творцу, старались жить по заповедям (имея печальный опыт с изгнанием из рая). Люди того времени, если они жили праведно, то сподоблялись и богообщению, взаимодействуя с Богом и, однако, старались слушаться Его. Как Божие создание, человек нуждается в Боге, нуждается в справедливости в своей жизни, правильном пути, но при этом сохраняя полную свободу выбора. Эта свобода выбора привела праведников на Ноев ковчег (Быт. 6:14), а грешников — в погибель (Быт. 7:23).

Первые «государства» стали возникать от Каина (Быт. 4:17), который основал город Енох. Необходимость создания города объясняется чувством защищенности, которое потомками Каина от разрыва с Богом было утрачено. Защищаться, но от кого? От себе подобных, от страха и прочих невзгод. Но кто был бы гарантом этой защиты, кто был бы справедливым и мудрым правителем? Так стали возникать города-государства со своими правителями. От чего в результате возникает репрезентация (воспроизведение, передача воспринятого) свойств Божиих (катафатических, положительных свойств, которые присущи Богу как духовно-разумному Существу — разум, всеведение, любовь, справедливость, милосердие и так далее) на одну личность — правителя. Так появляется прослойка людей, которая стоит над другими людьми. От этой группы людей ждут вышеописанной репрезентации. Однако ничто не заменит Бога, и оторванный от Божественного Закона правитель будет далек от праведного правления. Так за высокой ответственностью, без страха перед Богом, почти всегда остаются лишь регалии, честолюбие и прочее.

После Всемирного потопа у праведников сохранялся тип общинного управления во главе со старейшиной рода, а также советом старейшин. Праведниками сохранялся уникальный строй соборности, ведь и Сам Бог — родоначальник соборности, о чем свидетельствует книга Бытия, передавая события Предвечного Совета (Быт.1:26). Мелхиседек, царь Салимский и, одновременно, священник Бога Вышнего (по толкованию прп. Ефрема Сирина — это Сим, сын Ноев). Кстати сказать, чин Мелхиседеков, по которому Христос восставил новозаветное священство — это чин праведности, а не наследственной передачи по колену. Интересно, что несмотря на то, что верные тогда не имели государственности, они соблюдали законы той страны, в которой проживали. Например, Авраам взял в наложницы Агарь, так как кодекс Хамурапи предписывал в случае неплодствия женщины брать наложницу, при этом сохраняя моногамность. По такому же строю как и Мелхиседек жил и праведный Иов, приходящийся также родственником Аврааму.

Среда же других народов изобиловала могущественными династиями. В Египте религиозное сознание людей не просто преувеличило репрезентацию фараона, но допустило почитание фараона как бога, а также ретранслятора воли богов, установления божественного порядка Маат и так далее. Таким образом, фараон держал в руках не только светскую, но и духовную власть, а его «назначение» носит печать «воли богов». Стоит только представить, какое расслоение было в Египте. Проблема такого восприятия власти в том, что правитель, как уже было сказано ранее, будет править в соответствие со своими нравственными качествами, что нередко в истории всплывало самодурством, инквизицией и многим другим (пример тому — отец Рамзеса Сети I, устроивший кровопролитие младенцев из-за страха, что евреи завладеют Египтом). Но об этом позже.

Именно среди этой среды живут евреи, которых постигают трудности (Книга Исход) в жизни с язычниками-египтянами, как и было предсказано Аврааму Господом. Много времени потребовалось евреям, 40 лет пустыни, более строгие заповеди, чтобы не вернулись они уже к той жизни в языческой среде. Но эти четыредесять лет — самое благословенное время Ветхого Завета, когда среда верных была теократической, и ею управлял непосредственно Сам Бог, то есть не было репрезентации на Моисея или Аарона. Тем не менее, в среде евреев Моисеем были назначены начальники, что, однако, не наделяло их большой властью и позволяло поддерживать порядок и хозяйственную сферу общины. Богом были выделены особо род Аарона (как род первосвященников) и колено Левиино. Таковыми были «начальники» духовной сферы общины и решение Божие, которое сохраняло власть Бога и Его водительство над средой верующих. Положение Израиля среди других народов было поистине удивительно! Кроме Израиля никакой народ не мог отметить того, что он водим своим богом (а мы понимаем, что у язычников таких «богов» было много), ни в одном народе не было такого, чтобы их божества помогали им!

Тем не менее, с нарастанием духовных проблем верующих появляется и стремление к жизни «как у всех», и народ Божий начинает упрашивать пророка Самуила сделать им царя как у других народов. Этой своей просьбой израильтяне наносят укор Богу, желая уподобиться язычникам. На страницах Библии в книге Царств мы обнаруживаем «славное» время монархии и скорее найдем больше плохого, чем хорошего. Так как мы уже познакомились с репрезентацией, то объясняются дальнейшие события истории Израиля: нужда в царе как в защите (почему не Божьей?), стремление к материализму и богатству (разве Бог не знает, в чем нуждаются Его чада?) и многое другое.

Из неразделенного Царства, пожалуй, стоит выделить царя Давыда, составителя божественных псалмов, и царя Соломона, автора многих книг Ветхого Завета (Премудрости, Притчи, Екклесиаст и, вероятно, книги Иова) и строителя Первого Храма Божия (который от обилия роскоши в нем часто становился добычей других народов); царя Езекию и нескольких других. О, если бы только последующие поколения придали серьезное значение словам божественного Давыда! «Лучше уповать на Бога, нежели надеяться на князя» (Пс 117:9) и «Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс 145:3).

Раскол общества на Иудею (колено Иудино, Вениаминово и Левиты, которые жили рассеяно по Израилю, не имея земли, так как «удел Божий — земля их» по Ис.Нав. 13:33) и Израиль (остальные колена) произошел по вине Иеровоама, который смешал политику, религиозную жизнь (верные ходили из Израиля на паломничество в Иеросалим, в Храм) и собственные интересы. Еще его предшественником царем Соломоном было заложено идолопоклонство, так как многие его наложницы были язычницами. Так в Израиле стали появляться культы Ваала и Астарты. Начались гонения на тех, кто оставался верен Истинному Богу, о чем свидетельствует служение пророка Илии в Израиле. Израиль как государство потом просуществовало недолго: его уничтожили ассирийцы в VII веке до Рожества Христова, а Иудея продолжала существовать. Там сохранялось истинное богопочитание и богобоязненность правителей, от чего долгое время Иудея была непокоренной, а у стен столицы разбивались силой Божией многотысячные армии язычников (4Цар. 19:35). Видя чудеса, совершенные Господом, укреплялась вера, словно вновь вернулись те времена, когда десница Божия была над народом Его. Таким образом, хотя Бог попустил создание монархии и отчуждение соборности, но Своим Промыслом Он уменьшил вред от этого попущения, а в некотором смысле и обратил на благо.

Итак, мы увидели, к чему привела смена религиозного чувства с централизацией на царе земном. И мы опять находим, что власть земного царя пустошна и ничтожна перед властью Царя Главного — Бога Вседержителя. Так монархия была уничтожена завоеванием Навуходоносора, а события после плена нанесли глубокую рану иудейскому обществу. К пришествию Господа Иудея была под властью римлян. И, что самое интересное, многие иудеи забыли об ошибке прошлых поколений, ожидая, что Мессией будет царь земной, который опять устроит им «город солнца». Господь Исус Христос же проповедует о Царстве Божием и Граде Небесном, и что все дети Божии могут стать гражданами этого Града, живя еще в государстве и являясь его подданными (Мф. 22:20-21)…

Граждане Града Небесного

С пришествием Господа, Его проповеди, вновь восстанавливается общинный строй в среде верующих, а одна из тем проповеди Господа: стремиться и быть гражданином Царствия Божия как на земле (живя праведной и богоугодной жизнью), так и на небе (духовно совершенствоваться (Мф. 5:48), дабы приносить плоды (Мф. 13:8/Мф. 19:29)). Господь в притчах и поучениях рассказывает о том, как лучше его достичь. Апостолы, мученики и подобные им пострадавшие за Христа (паче же и наши соотечественники и одноверцы-христиане, принявшие смерть от царя Алексея и советской власти) — их подвиги приводили к Богу тысячи людей как и проповедь Евангелия. Их Церковь почитает даже выше сана святительского! Апостолы во многих местах упоминают о звании христианина (1Пет. 2:21;3:9/2Пет. 1:10/Иуд. 1:1 а также многие другие места из посланий) и о том, словно повторяя слова Господа, что есть Царствие Божие (Деян. 14:22/Рим. 14:17). Однако, нигде в Священном Писании не говорится о том, что разная будет слава царя и простеца, но наоборот подчеркивается, что «князь или убог» — все вселимся во гроб (из заупокойных служб), а также закладываются взаимоотношения между братьями по вере (чти 1Тим. VI глава).

Государство перестает быть объектом любви, ведь теперь есть братство. Церковь, «экклесия» изначально обозначало институт полноправных граждан полиса, и по этой аналогии Церковь могла бы называться собранием граждан Града Небесного, созданным для исполнения праведных дел, служения Богу на земле и воссоединения с Ним для жизни вечной. Таким образом, создается «государство в государстве», которое может быть опорой лишь в том случае, когда соблюдаются Законы Божьи.

При общем гонении, которое началось со времен римского императора Нерона, люди живут сплоченнее, позабыв распри и обиды, ведь многие страсти перемалываются жерновом испытаний. Это время нашло отклик и в художественной литературе, подарив нам ценные сведения о наших братьях из прошлого, например, «Камо грядеши» Генрика Сенкевича, многое из литературы Лескова и так далее. Христианская община представляет собой общество молитвы, труда, поддержки. Ее устройство больше напоминает устройство общины при пророке Моисее. С течением времени, распространением христианства, целые государства становятся христианскими, однако политический их строй сохраняется. Вероятно, христианство того времени в большинстве своем инициировало себя (т. е. осознавало) более как народ земной. Время начала монархии — это время обратной инициации, когда возникает институт иночества, преследующий ценности раннего христианства, уединенной и аскетичной молитвенной жизни. В некоторой степени, иноки стали в противовес «сытости» христианского общества и вот почему…

Христианская жизнь при христианском правителе и его единоличном династическом управлении стала приходить в упадок, о чем свидетельствовали не только историки, но и святые современники. Например, святитель Иоанн Златоустый долгое время боролся с коррупцией в храмах, где духовенство в большей части скорее напоминало по описанию книгу пророка Малахии: находилось на полном довольстве империи. Другие же могли занимать высокие должности, только если они были христианами (от чего многие принимали крещение только ради материальных выгод). Жизнь этих христиан была уже не такой как повседневная жизнь первых христиан (это одноименное исследование провел Густав Адальбер Аман). Закладывалось особенное восприятие православного монарха, что мы уже отметили выше, говоря о репрезентации, можно так сказать, «цезаропапизме» фараона (о котором, кстати, как об «ойкумене» или «симфонии» церкви и власти мечтают некоторые консерваторы, тщетно уповающие на политический порядок как фундамент единства господства и спасения), а также, что особенно опасно, расслаивалось христианское общество. Замечательный историк Ян Ассман в своем труде «Политическая теология» пишет о том, что «Константинопольский поворот в некотором смысле означал возвращение в Египет».

В труде святого Августина Блаженного «О Граде Божием» мы находим утешение от святого братьям, расстроившимся, что пал «вечный» город Рим под натиском варваров. Очевидно, что святой имеет другой, более правильный для христианина менталитет. Блаженный говорит о том, что наш (христианский) Град — Град Небесный, словно напоминая, что нельзя привязываться к земному и мыслить материалистически, создавая «город солнца» и «рай на земле». Подобные мнения были высказаны и по отпадению от Церкви царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, ведь идеи «Третьего Рима» носят в себе языческие корни материализма, корни тщеславия, возврат в «сытый Египет», если хотите. Кстати сказать, этими же мыслями грезят те, кто вспоминает «добрые времена» советской власти, не понимая весь духовный ужас, разболтанность Церкви, «надежды на князя», оскудения богословия и веры.

В конечном счете, монархия играет значительную роль во многих сферах церковной жизни, являясь сильнейшим катализатором процессов внутри нее, ведь благочестие правителя (или цезаропапизм) отражалось в результате и на всей Церкви — благочестие могло как укрепляться, так и вымещаться гнусными ересями: все зависело от того, каких взглядов придерживался правитель. Вмешательство правителя в Церковь для минимизации рисков возможно лишь в случае его благочестия, мудрости, глубоких познаний и больших добродетелей.

Немногим лучше была ситуация на Руси, когда благодаря феодальной раздробленности единство более-менее сохранялось Церковью, хотя и братья по вере ходили друг на друга войной, повинуясь царю земному, а не Царю Небесному. Представим как Владимиро-Суздальское войско с пением молебнов, крестными ходами, двигалось к стенам Новгорода, где точно также совершаются молебны, крестные ходы в той же единой Святой Церкви. За междоусобицы (ведь нарушается самая главная заповедь — возлюби ближнего своего) Бог направил на Русь испытание. Но потом религиозная жизнь стала приходить в упадок, а царь Алексей Михайлович как человек с духом того времени, попущением Божиим отделяет пшеницу от плевел, которая во множестве венцов была принесена Отцу Небесному. Так снова возродилась Церковь гонимая, возродилась община христиан. Об этом уникальном политическом и теократическом строе, соборности, многие, мысля весьма приземленно, ошибочно заключают как о культурном явлении, не понимая, что старообрядчество становится Израилем посреди других народов. Старообрядчество — это общность религиозная, а не народная как упорно хотят переделать ее Птоломеи современности (после воцарения династии Птоломеев по смерти императора Александра Македонского, цари всячески пытались внедрить языческую культуру и образ мышления в народ Иудеи). Общность, граждане Града Небесного, подданные Небесного Царя, чада Божии, цель которых — исполнять дело спасения, быть «солью для мира» (Мф. 5:13), и тем самым светить другим (там же, стих 15 или Лк. 8:16/11:33).

Идеи народоправия, которые видятся с богословской точки зрения более христианскими, нежели грезы о монархии и ее гипертрофированной форме «помазанника Божия» (репрезентация), высказываются и поддерживаются старообрядцами особенно во время «золотого века» (хотя, этот «сытый век» сильно напомнил идеи «Римов»). Об этом была опубликована замечательная статья в предыдущих номерах «Старообрядца» — «Старообрядчество и народоправие», которую написал старовер Георгий (Юрий) Исаев, проделав замечательные исследования истории старообрядчества, подвергнув ее достаточно критическому анализу.

Итак, необходимо подвести итоги нашего исследования. Бог исключает единоличность правления в обществе верующих и дает пример верным — соборность. Единоличность показывает себя не с лучшей стороны и является скорее худом, чем благом, расслаивая христиан. Божественный порядок соборности чужд языческому правлению, что находит отражение в книгах Священного Писания о противлении Бога сотворению царя земного. Христиане на всякий день и час, в любом своем положении, по словам апостола, должны помнить и придерживаться своего звания, соблюдая при этом законы земные.

Даниил АНДРЮКОВ, опубликовано: «Старообрядецъ», № 91


Автор(ы):Чтец Даниил Андрюков
Медиа:На фото вверху: Фреска святых равноапостольных Константина и Елены в соборе Софии Премудрости Божией в Великом Новгороде. XII-XIII век

Читайте также

похожие записи на сайте