Тюрьма «Заречный тын» и кладбища, которые она оставила. Борьба за память продолжается…

Община храма во имя Рожества Христова в городе Екатеринбурге не забыла о своих замученных, пытаемых, но не сдавшихся, не отказавшихся от веры предках, которым суждено было пройти через тюрьму Заречный тын. Одним из них Бог дал жизни и сил все перетерпеть и выйти на свободу, другие навсегда остались в сырой уральской земле, на берегу Верх-Исетского пруда. В начале третьего тысячелетия верующие обратились к власти с просьбой увековечить всех узников, замученных и убиенных в этом концлагере… Ответ не радует.

Тюрьму закрывать не спешили

Заречный тын перестал существовать в Екатеринбурге сравнительно быстро — через 3 десятилетия после своего создания по решению Василия Татищева в 1737 году. Тому способствовала излишняя его жестокость в отношении старообрядцев. Однако за эти годы и власти, и представители «официального православия» сочли весьма удобным отправлять туда всех неугодных «раскольников». И даже требования царской власти относиться к староверам строго, но без ненависти, для гонителей были не указ!

Судите сами: после именного указа Екатерины Второй от 22 сентября 1762 года об освобождении всех заключенных по духовным делам старообрядцев Заречный тын не спешили закрывать. Арестанты продолжали здесь существовать, ничего не зная о том, что сама императрица заступилась за них. И только 6 февраля 1765 года все «раскольники», остававшиеся в остроге, были освобождены, а помещения стали использоваться под мастерские. Зимой 1771 года Заречный тын был снесен с лица Екатеринбурга, простояв, таким образом, 34 года.

Памятный знак, разработанный старообрядческим архитектором, для установки на месте Заречного тына в центре Екатеринбурга. Обратите внимание на печать вверху: главный архитектор уральской столицы в 2009 году согласовал документ! Но дальше этого дело не пошло и по сию пору…

Не возрадовались кости смиренные

Два кладбища, однако, так и остались частью этого полуострова. Как уже и говорилось, у нас нет точных данных о количестве упокоенных в этой земле — по разным версиям, их от 30 до более чем 100 человек. А вот что читаем у историка Николая Корепанова: «К 1751 году на обеих половинах Тына было ровно сорок могил. Впоследствии прибавилось их ненамного, но, конечно, прибавилось» («В Тыну на острове у старцев», журнал «Урал», № 2, 2013 год). Но сколько бы их ни было, останки, казалось бы, должны быть перезахоронены. И не возрадовались кости смиренные!

Долгие годы — фактически, столетия — здесь ничего не строили. Даже самая аморальная власть понимала, что тревожить прах умерших запрещено. Описания краеведов свидетельствуют о тех временах — лес здесь рос густо, однако живности и птиц в нем почему-то не водилось.

Памятник отцам-основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину расположен менее чем в километре от места страшной тюрьмы для староверов. Первый люто ненавидел старообрядцев, второй был к ним лоялен и даже брал на работу…

Тишина нарушена раз и навсегда

Постепенное разрастание города, а позже и становление Екатеринбурга, как мегаполиса, неизбежно повлекло за собой неоднократные напоминания об этом трагическом периоде в истории столицы Среднего Урала.

И главное: благословенная тишина этого места была раз и навсегда нарушена в начале 1930-х годов. Горсовет передал территорию в собственность НКВД с условием, что здесь будет начато проектирование и строительство спортивного комплекса. Вскоре на этой территории был возведен дом физкультуры (тот самый дом в форме передней части корабля), а со временем появился и стадион с трибунами на несколько тысяч зрителей.

Мрачная находка строителей

Те самые трибуны, при строительстве которых в земле были найдены человеческие останки, но так и не извлечены…

Много лет спустя, на исходе 1980-х, один из строителей спорткомплекса Иван Степанович Валов делился своими воспоминаниями, в которых признался, как во время копки котлована на глубине около 1,5 метров рабочие наткнулись на кости, вместе с которыми им встретились глиняные осколки и обломки деревянной посуды. Прибывшие музейщики провели обследование и напомнили, что здесь была старообрядческая тюрьма. Валов говорит, что боевой дух строителей после таких находок сник, а музейным специалистам дали сутки, чтобы собрать, что им требуется, а остальное вывезли вместе с землей. Но и после этого строители находили человеческие останки (сомнений в том, что это человеческие кости, ни у кого не было), которые по решению руководителей стройплощадки были собраны в кучу и закопаны за пределами объекта.

Много позже, уже в 2000-х годах, спокойствие костей снова было нарушено — тому способствовали очередные работы то ли по реконструкции, то ли по строительству нового объекта. Одна из прогуливающихся женщин была удивлена, увидев, что в траншее виднеются костные останки. И пока это последние свидетельства о кладбищах Заречного тына.

Многие не знали, а знатоки забыли

Место, где располагался Заречный тын, сегодня находится под окнами здания Правительства Свердловской области

Историк и краевед Владимир Комарский, занимавшийся темой исчезнувших кладбищ в Екатеринбурге, рассказывал, что власти часто успокаивали людей, будто все найденные останки перезахоронены. Однако, по словам Владимира Яковлевича, такие процедуры чаще всего выполнялись формально: брали для вида немного земли с останками и демонстративно, иногда даже с почестями, увозили на новое место. А когда внимание общественности спадало (чаще всего его и вовсе не было), землю с находками вывозили на полигоны или просто перемалывали все до состояния однородной массы. За давностью лет на полуострове и этого сделано не было — многие не знали, а редкие знатоки благополучно забыли об истории места сего…

Причем тут МВД?

А старообрядцы не забыли. В 2010 году представители действующей общины РПсЦ обратились в администрацию г. Екатеринбурга с намерением установить памятный знак на месте бывших кладбищ. Тогда-то и выяснилось, что земля не принадлежит муниципалитету — она по прежнему остается в руках «органов», и в настоящее время является собственностью МВД России по Свердловской области. В «главке» на инициативу старообрядцев ответили однозначно: территория не предназначена для установки подобного памятника. И старообрядцам, готовым установить памятный знак (необходимые средства на него были своевременно собраны) по проекту архитектора Бориса Пономарева, казалось, остается лишь смириться.

Ирония судьбы: на месте, где в XVIII веке была тюрьма для старообрядцев, сегодня установлен памятник стражам порядка. В его основании надпись: «Вечная память сотрудникам органов внутренних дел, погибшим на боевом посту»

«Разрешить невозможно»

Священник Павел Зырянов отказываться от первоначальной идеи не стал. «Собранные деньги ждут своего часа», — говорит он, и продолжает переписку с теми, кто мог бы оказать содействие в разрешении ситуации, соглашаясь сдвинуть место возможной установки памятника.

— Указанный земельный участок является частью набережной Городского пруда и общественным пространством, на котором расположены зоны активного отдыха горожан, проходят пешеходные и велосипедные маршруты, — говорится в очередном ответе от января 2023 года настоятелю храма во имя Рожества Христова за подписью начальника Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга Руслана Габдрахманова. — Размещение объекта, имеющего религиозный характер, будет противоречить функциональному наполнению территории и сложившемуся архитектурно-градостроительному облику пространства, окружающего Екатеринбургский спортивный комплекс «Динамо», который является объектом культурного наследия федерального значения. (…) Выдача разрешения на использование части земельного участка невозможна.


Автор(ы):Максим Гусев
Медиа:Максим Гусев и предоставлено иереем Павлом Зыряновым. На фото вверху: В год 300-летия Екатеринбурга в одной из самых трагических страниц истории города так и не поставлена точка справедливости...

Читайте также

похожие записи на сайте