Концов света не сыщешь! А некоторые ищут до сих пор…

Попытки вычислять концы света всегда оканчивались неудачно. Оно и не удивительно — человек хочет знать то, чего не знают даже ангелы (Мф. 24:36). Какие концы света были, какие «будут» и каким образом все это отвлекает от самого главного?

Великий Потоп и серные дожди, но потом «без осадков»

В хрониках многих цивилизаций, не только в Библии, воспоминается событие о страшном потопе, где некое разгневанное божество наказывает народ и лишь семья одного праведника спаслась. Что же действительно, это был, можно так выразится, первый (он же и последний) конец света. За людские беззакония Бог сначала предупредил людей через Ноя (ибо те по своему образу жизни уже были лишены возможности общения с Богом), тот стал в течение 100 лет строить большой корабль, чтобы спасти все живое. Народ от такого не смутился, но еще больше продолжил беззаконный образ жизни. Как мы помним по шестой главе книги Бытия, Потоп уничтожил и погреб под собой человечество, не оставив и следа о прошлой цивилизации. Сейчас эти останки называют «стоянками древних людей» и так далее. А на самом деле — это памятники нашей Библейской истории. Даже в Библии об этой цивилизации говорится вскользь, как бы не желая, чтобы от старого мира были даже и воспоминания, но оставляя урок потомкам.

Попробуем понять тему «конца света» в этом случае. Бог положил роду сему 120 лет для покаяния и исправления, но даже и сократил, поскольку увидел, что народ это событие стало еще больше тешить. Если же народ стал веселиться и грешить еще больше, то следовательно он заслуживает того, чтобы даже память о нем стерлась с лица земли. Допотопные люди сами сделали свой выбор, хотя могли бы и покаяться, изменить свой образ жизни, навсегда отвратившись от него. Тем не менее, последующая история человечества уже не сопровождалась настолько глобальными стихийными бедствиями, несмотря на то, что человек так и не научился с первого раза. Как это часто бывает — «на десятый раз объяснили, на двенадцатый понял».

Как же популярны и в наше время фразы: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», «жить на полную катушку» и так далее. Человек же в этом случае вместо того, чтобы жить по-человечески, укрепляется еще больше в жизни по-скотски, проводя остатки своих дней в еще большем развращении от греховных удовольствий, потому и конец света будет для него бесславным, а память о нем сотрется с лица истории.

«Локальным» концом света стало истребление Содома и Гоморры — городов, плодивших мерзости, за которые Бог прогневался и посетил их огненным дождем. Здесь, как и Великом Потопе мы обнаруживаем не только истирание всякой памяти о грешниках с лица земли, но и сохранение праведных людей от гнева Божия: семьи праведных спасены Богом.

Лицевой апокалипсис

«Концы света» в Ветхом Завете — воплощение гнева Божия по Его Справедливости, а то, что говорит о грядущем гневе Сам Бог — предзнаменование. Иное дело обстоит с предзнаменованиями в Новом Завете. Об этих событиях говорил уже в Ветхом Завете пророк Даниил (последние главы книги).

«Аминь глаголю вам». «Концы света» по Рожестве Христовом

«Истинно говорю вам» — с этих слов Господа начинается предзнаменование грядущих событий (а также истинность сказанных далее слов). Эти слова предшествовали разрушению Второго Храма Иеросалима (Мф. 24:12). Трагические события в столице Иудеи во время римо-иудейской войны, описываемые Иосифом Флавием, поражают ужасами, происходившими в народе, но и это еще не «конец».

Более же Господь не говорит о конце света, но говорит о Своем Втором пришествии в Евангелии от Матфея в 24-й главе. Нам нет нужды полностью цитировать Священное Писание, но да обратимся же к нему самостоятельно. Любопытно, что даже ангелы не знают времени Второго Пришествия. Можно лишь сделать осторожное предположение, что Бог по Своему Милосердию и доброте нарочно утаивает срок. Если же Господь не сказал сего Своим верным слугам, то во избежания соблазна знания того часа не говорит и людям, которые, кстати, в отличие от ангелов, лишены предстояния перед Ликом Божиим.

Нигде в Писании не называются даты и, что самое главное, центром и последним событием в жизни всего мира является Всеобщее Воскресение и Страшный Суд — «день Х», день, когда каждый предстанет перед вечностью. Той, которую заслужил. Тем не менее, также говорится в Писании и о некоторых событиях до Второго Пришествия. Эти предзнаменования встречаются в посланиях, например, у апостола Павла — «маранафа», т. е. «Господь грядет!», 1Кор 16:22; и апостола Иоанна Богослова в Первом послании (2:18): «чада, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет/…/».

В XVII веке уже нужно было найти какого-нибудь да антихриста. Сначала им был патриарх Никон, потом Петр I, потом стал антихрист «духовный». Все это чуждо богословию нашей Христовой Церкви

В нашем Символе Веры говорится так: «Верую /…/ в Единого Господа, Исуса Христа, Сына Божия /…/ грядущего со славую судить живых и мертвых /…/ ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Ни слова о концах света. Ибо все это называется человеческой суетой в поиске конца времен. А теперь же о суете…

Психология конца света

Развитие в народе таких лженаук как астрология и т. п., повлекло за собой появление различных вычислений конца света, которыми занимались не только люди нецерковные, но порой и верующие люди пытались узнать что-то подобное. К сожалению, «правильное» его ожидание сменилось во многом в классическом понимании язычника, а «обладание» таким «тайным знанием», которым с охотой делятся как атеисты, так и некоторые верующие разных конфессий, производит человека в ранг пророка и так далее. Со сменой восприятия и образа мышления, логично меняется и восприятие веры.

Столько уже было провозглашено концов света, что не счесть! И это ведь были не только язычники-майя. Каждый раз дата приписывается либо какому-то числу, либо просчитанному событию, либо при стечении событий. Смешно, безумные люди судят о том, что будет с миром Божиим, Который Сам в праве решать что Ему делать с миром, который Он создал и о котором промышляет! Всякий раз такая кончина мира напоминает быль замечательного русского писателя Алексея Толстого со знакомым многим названием: «Мальчик, который кричал «волки!»».

Предсказания язычников, поклоняющихся идолам, о кончине мира, который создал Бог — нелепость.

В среде маловерующих, благодаря различным «знакам», философии последнего царства с «Третьим Римом», родилась тема пришествия антихриста. Для развития этой идеи пришлось списать со счетов Второе Пришествие, которое «так и не случилось». Для оправдания этой замечательной новой теории, которая не вяжется не только с мнением св. отец, но и со Священным Писанием, священные тексты пришлось адаптировать под себя. А потом уже стали появляться в народе «печати антихриста» (видимо, факсимилле) — паспорта, потом ИНН и так далее. Удивительно, как резко сменился вектор духовной жизни, в центр церковной жизни ставится не Христос, но антихрист, дабы его одного боятся, искать. «Конец света» наступил в разуме у незнающих людей, свет просто отключили. Ибо что говорить о «разрухе», «разруха в головах!» (Ф.Ф. Преображенский).

Причины такой смены кроются, вероятно, в слабом знании Священного Писания, технической отсталости (так как некоторые воспринимают научные открытия как зло), малодушии (ибо зачем тогда боятся «антихристов») и других пороков, которые за собой такой несчастный не замечает. Духовная активность человека падает, что приводит к еще большим повреждениям. Лечение кроется, как и всегда, — в исцелении от страстей деятельным покаянием, изучением Священного Писания по толкованию святых (ибо и ученые ошибаются), а не отцов Пигидиев с какого-нибудь вокзала.

Подобное расследование и разузнавание — есть порождение и пища самолюбия и гордости; это – узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их таким любопытством, чтобы таким образом овладеть и их умом и ими самими. На этом «прогорели» (и сейчас прогорают за свои ереси) гностики, аномеи, евномиане и прочие «искатели тайн». Чтобы не стать жертвой этого лжеучения, удаляющего нас от Христа — нужно постигать Священное Писание, иметь здоровое рассуждение, постоянно совершенствоваться духовно — стараться жить праведнее. Прежде всего — беречь свой разум от желания обладать «великим знанием», так как такое порочное любопытство часто ввергает в самолюбие и затмевание разума. Нужно всегда помнить о том, Кого ждем на самом деле и быть готовым ко встрече Господа как пять благоразумных дев.

Надо сказать, что в нашей среде тоже были единичные веяния — конец света, потому что кончилось место в архиерейском склепе Рогожского; конец света, потому что 2000-й год (хотя, 2008, но историю же не читали, потому и не знали о реформе Петра Первого); потом всему этому на смену пришли кризисы, а тут еще этот ковид нарисовался. Но, сие не ново… «Бога не призваша. И тамо убояшеся страха, идеже не бе страха» (Пс. 13:4-5).

Статуя «Бафомета» в США, штат Иллинойс, установлена напротив Капитолия. Сатанизм сродни язычеству — поклонению всякой твари. Вестником рока это хулиганство не назвать, однако, чтобы избежать засилья духовной слепоты и тьмы нужно жить праведнее, чтобы свет от свечи освещал стоящих рядом (Мк 8:16)

Концы — в воду!

Мы уже упомянули тему смены приоритетов и вместе с этим — образа мышления. Поэтому давайте в сравнении приведем итоги. Сравним прежде Ветхозаветные события и их, важный для нашего небольшого исследования, подтекст.

В Ветхом Завете, когда был сильный контраст между верующим миром и неверующим, устанавливаются и их судьбы. Зная о том, что скоро прибудет конец, праведник еще более направляет свои стопы на праведный путь, дабы не коснулась его Рука Божия, что смягчает гнев Божий; грешник или нечестивый же усиливают свой греховный образ жизни, что еще больше сердит Бога. Отсюда следует, что праведник любит жизнь и не хочет с ней расставаться, прося у Господа милости, а грешник всячески ненавидит свою жизнь и погубляет себя духовно и телесно, призывая на себя справедливость и гнев («Господь испытает праведнаго и нечестиваго. Любящий же неправду — ненавидит свою душу», Пс. 10:5). Бог спасает праведных, не погубляя их вместе с нечестивыми. Участь праведника — Царствие Божие и вечное блаженство; участь грешного — мука, длящаяся вечность. Исходя из перечисленного, быть с Богом — намного лучше, чем быть без Него.

В Новом же Завете, хотя и нет такого контраста, но опасность представляет незнание святоотеческой эсхатологии (учения Церкви о последнем времени). Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Неведение Писания — это великая стремнина, глубокая пропасть; великая гибель для спасения — не знать ничего из божественных законов. Это незнание породило ереси, оно ввело развратную жизнь, оно перевернуло все вверх дном, ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением и постижением Писания».

А теперь логическая последовательность и сравнения. Праведник с верой исцеляется от святыни, грешник по неверию своему боится от нее заразиться. Верующий с рассуждением пользуется технологиями, маловерующий видит в технике происки антихриста. Благочестивый занимается богомыслием и постижением Священных книг, заблуждающийся же считает, что уже все знает и забывает о духовной жизни. Отсюда следует, что здоровый разум возводит к поиску Господа и близости к Нему, затменный — к поиску антихриста и трепету перед его «силой». Заблуждающийся приходит во тьму, благочестивый — ходит в свете Божием. Для несчастного центр духовной жизни и умозрения — антихрист (при сохранении некоей видимости церковной жизни и внешней формы), для спасающегося — Бог, Бог Милосердный, Справедливый, Спасающий.


Автор(ы):Чтец Даниил Андрюков
Медиа:На фото вверху: Как взошел Господень на небо по Вознесении, так и явится во славе Своей судить живых и мертвых, дабы каждый унаследовал заслуженное. Фрагмент иконы Страшного Суда

Читайте также

похожие записи на сайте