Повседневная проповедь — и слова, и дела: как старообрядцы благовествуют о своей вере коллегам, сослуживцам и подчиненным

«Сбривать бороду я не буду», — заявил диакон Виктор своему руководству, когда ему сказали, что внешним видом он не соответствует своим сослуживцам. Елена работает менеджером, а по выходным — активная прихожанка одного из храмов РПсЦ. Она свято соблюдает пост и не стесняется говорить об этом, если спросят. О тех, кто повседневно проповедует свою веру, как само собой разумеющееся, в отличие от старообрядцев, стесняющихся ее, пришло время поговорить сегодня.

Отстоять право на бороду

Рассказать о православии вместо какой нибудь байки или истории в коллективе, отказаться от мяса в пост, ходить в косоворотке по городу и беречь бороду, несмотря на давление начальства… Как все это хорошо известно людям верующим, которые каждый день берегут в себе истину — и внешне, и внутренне!

Диаконом Виктор стал несколько лет назад, но и до того все покушения начальства на свою бороду благополучно «отбивал». Вообще-то он работает спасателем в системе МЧС и борода ему не полагается по правилам техники безопасности, однако прощаться с ней, обрекая себя на безобразие, он не желал. И однажды раз и навсегда отстоял свое право на бороду.

После очередной просьбы от руководителя побриться он сказал, что готов уволиться и положиться на волю Божию. Этого оказалось достаточно — Виктор слишком ценный сотрудник, настоящий профессионал своего дела, и руководство не готово с ним прощаться, так что все разговоры о брадобритии были окончены раз и навсегда.

Отец-диакон Виктор отстоял право носить бороду «в виде исключения». А его место службы всегда вызывает интерес у дочерей, которые просятся «папа, покажи, где ты работаешь»…

Не смущаясь косых взглядов…

Мефодий Тюкин и в годы воинской службы, а позже и «рядовой» офисной работы, а уж на пенсии и подавно, ходил и ходит в косоворотке. Всю жизнь он был военным, увольнялся в запас в звании полковника. Отпустил бороду и все чаще стал надевать косоворотку, не смущаясь косых взглядов. Говорит, подтолкнули к этому старообрядческие корни и ответственность перед благочестивыми предками, которая пришла к нему вместе с первой сединой.

В свои «за семьдесят» кроме как в кафтане или подпоясанной рубахе навыпуск он и не выходит никуда. Колоритный мужик (стариком его и сейчас трудно назвать!) обращает на себя внимание горожан, — многие его хорошо знают, а незнакомцы оборачиваются вслед и как будто о чем-то задумываются…

А как он говорит! Как рассказывает! В его компании уносишься словно на пару столетий назад! Красивый русский язык, шутка-прибаутка и возрастная мудрость привлекают к нему даже незнакомцев.

Мефодий Тюкин не стесняется надевать косоворотку и обязательно подпоясываться!

Великолепны в своей простоте

О женщинах разговор особый. От них требуется определенный стиль одежды, замужним — обязательно платок на голове. Таким образом, молодая девица-старообрядка или верующая женщина одним лишь внешним видом несет проповедь окружающим. Благодаря множеству мастериц, которые в наши дни сумели органично адаптировать православную одежду под современность, православные барышни теперь не просто опрятны, красивы и даже великолепны в своей внешней простоте — они являют собой ориентир для тех своих светских сверстниц, которые стремятся на многое, лишь бы привлекать к себе взгляды окружающих.

Александра трудилась в муниципальной компании — одевалась аккуратно и «по возрасту», на работу приходила только в платье или юбке, всегда с покрытой головой. Ее уважали, как профессионала, и как женщину, к которой можно прийти за поддержкой и советом. Такой же она была и в церкви.

Когда ее хоронили, проститься с ней в храм, где совершалось погребение, пришло в несколько раз больше коллег, нежели прихожан. У ее гроба негде было встать — даже духовный отец признавался потом, что никогда не видел столько людей внешних на старообрядческом отпевании. Так после смерти эта женщина привела в старообрядческий храм сотни людей…

«У меня пост»

Надо ли говорить о соблюдающих воздержания в пище? Подавляющее большинство старообрядцев старается строго придерживаться церковного календаря трапез, поэтому и разговоры об этом в коллективах, где есть хотя бы один представитель староверия, заходят повсеместно от студенческих столовых, до кафе, мест быстрого питания и ресторанов. Воздержание в пище в дни православных постов отличается для старообрядцев тем, что слишком стало популярным в последние годы далеко за пределами веры. Сфера обслуживания давно подстроилась под православных верующих и предлагает блюда без мяса и прочей животной пищи, при этом не менее сытные и легкие.

«У меня пост», — говорит Дмитрий, когда бортпроводницы приносят обед. Он не пассажир — всю жизнь работал бортинженером. Когда стал строго соблюдать пост, коллеги удивлялись: они-то питаются полноценно, а он из-за отсутствия выбора ограничивается хлебом и чаем. Говорит, на этой почве часто разговоры завязывались — товарищи расспрашивали его о вере и неизменно удивлялись ее строгости.

Часто проповедью может стать даже приглашение светских фотокорреспондентов на какое-то церковное мероприятие. Для них это диковинка, а для старообрядцев — повседневность!

Повезло на корпоративе

Отказаться на корпоративном мероприятии от изысканных яств, а то и вовсе от присутствия на празднике в дни поста… Или присутствовать, но показывать строгость взглядов, избегать вкушения угощений — для одних сила воли, для других чуть ли не пример для подражания.

Михаил никогда не ходил на корпоративы, но недавно устроился в новое место. Хотелось влиться в коллектив, поэтому на новогоднее мероприятие решил сходить. Он понимал, что за столом будет «белой вороной», но повезло: праздник оказался без сытных блюд, только с легкими закусками, конфетами и фруктами. От шампанского отказываться не стал, и дольку мандарина взял, а вот от протянутой сырной нарезки отказался, как и от пирожных. Никто особо и не спросил его, почему он ничего не ест, хотя одна женщина заметила это и позже подошла к нему с немым вопросом. Оказалось — прихожанка храма РПЦ, тоже держит пост. Узнав, что перед ней старообрядец, искренне удивилась. Но с тех пор стала тепло и как-то особенно уважительно к нему относиться…

«Почему здесь иконы?»

Настоящим проповедником можно назвать Александра — он работает водителем на своем автомобиле в частной компании. Ездит много, возит, в основном, руководителей, но иногда и сотрудников среднего звена. На приборной панели у него размещено сразу несколько икон, самая крупная — резная из дерева святителю Христову Николе.

Сколько вопросов вызывают эти лики! Впрочем, и его образ тоже: у него аккуратная борода («она сама такой растет!» — не без гордости говорит он). И сегодня, но в первые месяцы и даже годы особенно, то и дело звучат вопросы: «Почему здесь иконы?», «Откуда они?», «Что это значит?» и тому подобные. Слово за слово, и Александру удается так заинтересовать собеседников (одним только рассказом о мастере, который изготавливает автомобильные иконы!), что некоторые сотрудники из нескольких водителей в компании снова и снова выбирают для поездок именно его — спрашивают о вере, о старообрядчестве и о жизни в общинах. А он и рад поделиться своими знаниями!

Как водитель верой заинтересовался

А уж если старообрядец становится героем телесюжета или комментирует какую-то тему журналистам!

Интересна в этот контексте и еще одна «водительская» история. Как-то прихожанку в храм подвез таксист, которому потом волею судьбы выпадало еще несколько заказов от нее. Уроженец одной из бывших союзных республик, водитель заинтересовался, почему та выглядит столь необычно — в юбке или платье, но обязательно длинных, в платке на голове, хотя на дворе было лето… Он и в самый первый раз поинтересовался у спутницы, куда она едет, а в следующие разы стал проявлять все большую заинтересованность. Увидев это, пассажирка начала рассказывать ему о том, что же это за древлеправославие такое. Не удивляйтесь: прошло какое-то время и мужчина крестился в Старообрядческой Церкви, а позже привел к вере в Бога и свою пожилую маму.

Сегодня Тигрий — с таким именем крестил его священник — активный прихожанин, правда, не той конкретно церкви, где стал православным человеком. Судьба распорядилась так, что он уехал к себе на родину и молится теперь в одном из храмов, который окормляет ныне владыка Сава (Чаловский).

Может, это судьба?

Василий давно работает на себя. Никто не требует от него сбрить бороду, не спрашивает, почему он постится или одевается «не так». Он держит большой огород и трудится в нем, как и заповедано, «в поте лица своего», а излишки овощей продает на ближайшем рынке. За несколько лет он давно стал здесь своим. Бородатый, разговорчивый, колоритный — к нему подходят разные люди.

— И криминальные авторитеты, и пьяницы, и просто ищущие себя или какой-то веры для своей души, — рассказывает он.

Умение завязать разговор, расположить к себе, высказаться с юмором делают его интересным собеседником, и он активно пользуется этим. Скучно же стоять целый день просто так, механически продавая товар. И он проповедует! Рассказывает о Боге, много цитирует жития святых или поучения, и все это делает не занудно, а удачно и к месту. Одна старушка ходила к нему долго — делала вид, что проходит мимо, но всегда останавливалась, что-то спрашивала, и он охотно отвечал… А недавно она первый раз пришла в старообрядческую церковь. Может, это судьба?

Игрушки, как повод поговорить о вере

Василий использует рассказ о своем ремесле, как повод поговорить о вере

Его тезка Василий долго искал себя в этой жизни. Нашел в старообрядчестве. Принял веру всей душой и сердцем. И посвятил себя старорусскому ремеслу, которое и освоил за несколько лет. Он стал вырезать игрушки из дерева. И так это у него хорошо пошло, что вскоре он получил звания мастера традиционного народного промысла. Его начали приглашать на выставки, ремесленные мастерские, ярмарки.

Обычно это мероприятия, где много посетителей — конечно, людей светских, обычно бесконечно далеких от веры. Но то, что делает Василий, пользуется неизменным спросом: к витрине или столу с его изделиями и принадлежностями для их изготовления всегда подходят толпы желающих. Он вручает ножи и предлагает поучиться своему мастерству.

— Люди интересуются, вопросы всякие мне задают, и начинается разговор — люди и про бороду спрашивают, — делится он. — Я, конечно, много о чем рассказываю, а если к слову придется — то и про старообрядчество. Оказывается, есть люди, которые знают про нашу веру! И потому мы иногда подолгу с ними беседуем…

Достаточно быть собой

Староверам достаточно иногда просто прийти на мероприятие — ни с кем не общаться, ни отвечать на вопросы журналистов, и все равно они будут негласными проповедниками…

Бог не требует от нас геройств и страданий, не заставляет совершать никаких излишних действий, чтобы чрезмерно проповедовать. Нам достаточно лишь быть самими собой. Не изменять себе и своему образу жизни, придерживаться убеждений, при этом не делать ничего напоказ. Чаще всего это позволит сохранять и рабочее место, и отношения с коллегами, и авторитет, и спокойствие собственной души. Быть если и не примером для окружающих, то человеком, которого уважают за внутренний стержень, можно без демонстрации излишних христианских добродетелей, поступков и суждений.

А если не чувствуешь себя в том или ином коллективе комфортно — может, стоит задуматься: на том ли месте работаешь, в той ли компании находишься и правильно ли вообще ведешь себя?


Автор(ы):Максим Гусев
Медиа:Максим Гусев

Читайте также

похожие записи на сайте