Можно ли верить сновидениям? Ищем ответ на вопрос, который тревожит многих старообрядцев

Каждый человек видит сны, в которых появляются различные события, личности, объекты. Мы видим, как приятные, так и неприятные для себя вещи. Полезные и вредные. А сколько существует толкований сновидений! И как же к ним относиться? Сегодня мы растолкуем сны с точки зрения христианства, и узнаем о том, можно ли верить в толкования сновидений.

Плод фантазии

С точки зрения науки, сон — это состояние, противоположное бодрствованию, необходимый для организма физиологический процесс. Нас же больше интересуют сновидения, то есть субъективное восприятие образов, возникающих перед человеком во время сна.

Образы снятся человеку не всегда, чаще всего после каких-то эмоциональных событий, так как зачастую они воспроизводят события и объекты из увиденного, или же эмоциональных переживаний, которые происходили или происходят в разуме у человека. Другими словами, то, что видит в момент сна человек — это не более, чем плод его фантазии. Возможности мозга никогда не позволят ему воплотить что-либо из ничего силой мысли, отсюда и сновидения, как игра воображения. Поэтому появляются образы чего-то невозможного или неуместного. Часто человек ничего не может поделать во время сна, лишь наблюдать и понимать увиденное.

Толкования подкупают немощных

Во время сна не совершается никакого отхождения души от тела, как уверяют некоторые источники, поскольку такое возможно лишь раз — с переходом в вечный сон тела, то есть в момент смерти. Человек без души — уже не человек, лишь плоть. После отхождения души от тела он становится трупом.

Многие вспомнят, как праведный Иосиф или пророк Даниил рассказывали смысл увиденного правителям, что, казалось бы, должно было дать пример и другим верующим. На примере праотца Иакова, шедшего в Харран, Бог насылает на праведного сон, в котором тот видит откровение о Лестнице, соединяющей небесное с земным. Тем не менее, не стоит забывать о том, что это были праведники, то есть благочестивые и образованные люди, имеющие правую веру в Бога. Их толкования снов, прежде всего, — толкования от святых людей, живших в согласии с Богом.

Многие объекты в сновидениях узнаваемы, что говорит о работе памяти, но некоторые могут быть совершенно неизвестными. Как бы то ни было, сны святые отцы называют плодом воображения.

И все же, люди, склонные к материальным благам, как сообщает нам Кирилова книга: «Ищут время своему безумию», то есть выгоде, удачному времени и другим событиям, полагаясь не на Промысел Божий, а на стечение примет и плоды собственного воображения, то есть сновидения. Толкования, как правило, носят предсказательный характер, который часто подкупает людей немощных. Знание будущего «гарантирует» стабильность, «правильный» выбор, «предупреждение» и не только. Конечно, когда знаешь все наперед, то все происходит как в произведении Зинаиды Гиппиус «Вымысел» — о том, какой мучительной становится предсказуемая жизнь. Однако, Бог так устроил, что перед человеком эти знания закрыты. Желание знать запретное, конечно же, никогда не приводило человечество ни к чему хорошему, начиная с запретного плода в райском саду.

В иллюзии жизни…

Итак, люди ищут ответов в натуральных иллюзиях, то есть снах (какая грустная ирония, не правда ли?!). Отсюда, вероятно, и то, что желание понять сон, сродни вере в приметы. Но, как известно, если черная кошка побежала обратно, то это не отменяет и не удваивает несуществующее наказание. Опасность, конечно, заключается в другом: желаемое начинает восприниматься за действительное. Это состояние часто происходит у людей, которые живут в иллюзии жизни и собственных фантазиях, пока их что-нибудь не вернет в реальность, не повернув их расчеты на рельсы приземленной жизни.

В последние лет сто люди углубились не просто в толкование снов, но даже в осознанное пребывание в них! Такая практика может привести к повреждениям психики, ведь о чем говорить со «сверхразумным сверхчеловеком»?

«Сонные грезы окрыляют глупых»

Священное Писание однозначно называет сновидения плодом души в зависимости от ее нравственного и духовного состояния. Кроме того, существуют вполне опосредованные запреты на толкование снов (Лев 19:26). Если бы не случалось повреждений психики человека, то не писали бы премудрые благочестивые мужи своих предостережений.

Регулярная молитва с верой — лучший способ сделать сон спокойнее.

В начале 34-й главы книги премудростей Исуса, сына Сирахова мы находим стихи о сновидениях:

«1. Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. 2. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. /…/ 4. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? (то есть у всякого сна есть «авторство»). 5. Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. 6. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. (сны от Бога характерны напоминаниями о Страшном Суде и побуждению к добродетелям). 7. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению.»

Выявить проблему с духовным здоровьем

Отцы Церкви также не обошли стороной эту часть жизни человека. Святитель Григорий Нисский (IV век от Р.Х.) называет сновидения «отголосками, призраками умственной деятельности». Для святого сны — это еще и переживания желаемого, того, чего не хватает человеку и что занимает его мысли. По словам святителя можно судить, что «чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она и в сновидения». У целомудренного и невоздержанного разные сновидения. Это позволяет выявить в себе «проблему» с духовным здоровьем. Духовному анализу следует подвергать и то, что называется в народе «вещим сном», так как сны от Бога отличаются душеполезностью, а сны от дьявола — суетностью и чувственностью, соблазном.

Сновидения распознают духовность?

Святитель Григорий Двоеслов (VI-VII века) говорит, что ум человека должен быть осторожен в отношении к снам, так как очень часто через них действует искуситель. Это подтверждает и преподобный Исаак Сирин (святой этого же времени), но возводит сновидения в пользу, так как чистому сердцу открываются и чистые помыслы, а сердцу, в котором таится какая-либо грязь, приходят помыслы нечистые. Сновидения помогают распознать духовное состояние. Духовное откровение в виде явления святых — это тоже для стремящихся иметь чистое сердце. Ведь и святителю Амвросию явился св. Никола Чудотворец во сне.

Да, свойство сна гораздо тоньше и интереснее. В молитве на Павечернице мы встречаем такой текст: «Сон легок и всякого сатанина мечтания неискусен». Для этого нужна дисциплина души. Поэтому святые отцы рекомендуют человеку перед сном (или же сразу при каком-либо богомерзком видении) творить молитву Исусову, Честному Кресту.

Как быть, если снятся умершие родственники?

Часто приходилось слышать о таких снах, где умершие близкие или родственники «приходят попрощаться» или просто снятся человеку. Конечно, все это результат переживаний, но что делать, если родственники призывают к чему-либо, можно ли «им» верить?

Сон праотца Иакова о Лестница. Греческая фреска

Какой бы облик не приснился человеку, нужно помнить, что враг рода человеческого способен принимать любую форму, чтобы соблазнить человека или заставить его верить в иллюзию. Если умерший говорит совсем потаенные вещи, потрясающие разум и вводящие в удивление, или же происходит что иное, то это повод перейти к действиям. Но каким? Нужно помолиться за упокой души этого человека, сотворить за него милостыню. Главное — нельзя ждать и еще разок пожить в фантазии, «еще раз услышав близкого», когда нужно немедленно молиться за него, помогать ему в определении его души в вечном блаженстве, а не вечных муках. И что бы «они» не говорили, «как им там живется», не открывали какие-то тайны, нужно помнить и держать в сердце Божье Слово, а на такие «явления» отвечать по-христиански — молитвой и милостыней, нисколько не доверяя «гостям из прошлого». С того света нет «привета».

Сон от Бога или от лукавого

Как же получить пользу от сна? В первую очередь, соблюдая режим дня в телесном и духовном смысле (поскольку бред и ахинея снятся от подобных им суетных деланий). Это позволит отдохнуть и получить к утру («утро вечера мудренее») высокую работоспособность мозга. Сюда же относим и своевременное завершение диалогов, так как существуют биологические часы «засыпания мозга» с падением его эффективности и возрастанием потребности в переработке увиденного/услышанного.

Увиденное во сне — одно из полезных свойств сновидений, так как открывается «фронт» духовных работ. Иногда человек, не раскаявшись полностью, наблюдает во сне образы страстей, которые не оставил при исправлении. Нужно уметь различать сон — от Бога он (как и во время бодрствования может быть добрый помысел) или от лукавого. Аскет и мученик, святой Диадох пишет: «Сны, которые являются по любви Божией не имеют перетекания из одного образа в другой, не наводят на душу страха, не возбуждают смех или внезапную печаль, но приступают к душе со всей тихостью и наполняют ее духовной радостью (а не плотскими ощущениями); почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этой испытанной во сне радости». Иногда сны от Бога наводят добрую печаль, побуждают человека к большей добродетельности или предупреждают о духовной погибели. От бесовских снов, которые прежде благовидны, рождается смятение в душе, а плоды «благовидности» — страшащие, льстивые, многообещающие образы.

А в завершение вспомним слова преподобного Петра Дамаскина: «Желающий достигнуть бесстрастия должен также не бояться сновидений злых или как бы хороших; ни мысли лукавой или благой; ни печали или как бы радости».


Автор(ы):Чтец Даниил Андрюков
Медиа:Чтец Даниил Андрюков

Читайте также

похожие записи на сайте