Диалектическая карта Бронницкого уезда (Московская губ.), 1903 г

Мы сейчас практически не можем себе представить как говорили наши недавние предки всего 100 лет назад, даже в регионах компактного проживания старообрядцев, где сильны традиции и преемственность. Нашел диалектическую карту восточного Бронницкого уезда, что включает в себя запад Гуслиц. Интересная особенность говора, которую я помню и по своим родственникам старшего поколения из Шувое — характерное цоканье, замена ч на ц. Ниже пояснения к карте из книги:

Буквы а, А, а^0 , О, Ц, Ш, К и Ь суть условные знаки діалектическихъ особенностей говора, причемъ:
а — означаетъ аканье съ примѣсью яканья и обиліемъ звуковъ неполнаго образованія;
А — аканье съ болѣе или менѣе отчетливымъ произношеніемъ неударяемыхъ слоговъ;
О — оканье;
а^0 — переходъ отъ аканья къ оканью (съ обиліемъ гласныхъ неполнаго образованія).
Ц — замена «ч» на «ц».
Ш — шепелявость въ произношеніи нѣкоторыхъ звуковъ.
Е — мягкое к въ случаяхъ въ родѣ: Ванькя, чайкю.
Ѣ — «ть» в третьем лицѣ глаголов.
? означаетъ, что данныя особенности требуютъ повѣрки.
При составленіи діалектической карты авторъ руководился по преимуществу говоромъ старухъ или говоромъ наиболѣе консервативныхъ семей. На картѣ отмѣчены только тѣ діалектическія особенности, которыми рѣзко отличаются одни говоры разбираемой территоріи отъ другихъ; общее всѣмъ Бронницкимъ говорамъ (хотя бы и не въ одинаковой степени) не обозначается.

  • Н.М. Каринский, О говорах восточной половины Бронницкого уезда, Санкт-Петербург, 1903.

Некоторые детали гуслицкого говора от исследователя цоканья, оканья и аканья. «Цоканье замѣчается во всѣхъ описываемыхъ деревняхъ, хотя далеко не у всѣхъ крестьянъ. Такъ въ селѣ Гжель я отмѣтилъ цоканье почти исключительно у старухъ. Учительница Гжельской школы любезно мнѣ сообщила, что лѣтъ 15 назадъ дѣти окрестныхъ деревень уже не цокали. Во всѣхъ деревняхъ въ настоящее время молодые уже не цокаютъ, хотя у нѣкоторыхъ изъ нихъ и сохраняется вполнѣ отчетливое оканье. Примѣры цоканья: се»ц’яс, пец’ка, мал’ц’ишка, ч’ёлый, ч’ярствге, ч’ёрква; цисто.»

«Говоры той части Богородскаго уѣзда, которая граничитъ съ Гжельскимъ округомъ съ востока, повидимому, цокающіе-окающіе. По крайней мѣрѣ я получилъ извѣстіе объ оканьѣ и цоканьѣ въ деревняхъ Шабановѣ, Радованяхъ и Глѣбовѣ. В. И. Чернышевъ сообщаетъ, что въ Загарьѣ окаютъ и цокаютъ 1). Слѣды оканья (при цоканьѣ) указаны В. И. Чернышевымъ во Внуковѣ Ильинской волости, Беззубовѣ Беззубовской волости и Бузятахъ 2), гдѣ отмѣчено также сильное аканье, гдѣ, стало быть, цокающій-окающій говоръ уже переходитъ въ цокающій-акающій.

Недалеко отъ деревень Глѣбово и Радовани расположено селеніе Дулёво, въ которомъ, по сообщеннымъ мнѣ свѣдѣвіямъ, наблюдается цоканье и оканье.

Говоры Бронницкаго уѣзда мы въ правѣ раздѣлить на 3 діалектическія группы: 1) окающую-цокаюшую, 2) акающую-
цокающую и 3) акающую-нецокающую. Существованіе въ Бронницкомъ уѣздѣ нервыхъ двухъ группъ и діалектическое отношеніе ихъ къ говорамъ сосѣднимъ свидѣтельствуетъ о колонизаціонномъ движеніи, можетъ быть, очень старомъ, въ Бронницкій уѣздъ: 1) по рѣкамъ Окѣ и Клязьмѣ сѣверно-великорусскаго племени, 2) изъ уѣздовъ Касимовскаго и Егорьевскаго съ востока акающихъ-цокающихъ поселеній и 3) можетъ быть, съ юго-запада поселеній, родственныхъ по происхожденію съ подмосковными сѣверо-рязанскими, сѣверо-тульскими и пр.»

Любопытно, что исследователь неоднократно отмечает произношение слова Рождество без буквы «д», Рожество (старообрядческий вариант), причем е заменяется на а: «Рожаство» (в районе Раменское-Гжель, по дороге с Рогожского в Шувое). Что не вошло в обзор — характерное для Гуслиц не_смягчение согласной в середине слова, например ступеньки произносятся как «ступенки» [так говорила бабушка родом из Шувое], и такой вариант произношения, кстати, сохраняется до сих пор.

Дорогой Картограф верно подметил семантическую особенность слова диалектический, которая от меня ускользнула. Вот что значит не жил я при развитом социализме. А вместе с тем замечание верное, исследование диалектов (говоров) было написано в 1903 г., задолго до революции, и термин диалектика не вошел еще тогда в привычный разговорный язык [после чего чтобы избежать путаницы учение о говорах стали называть диалектология]. С тех пор диалектический материализм [а в его основе триада тезис-антитезис-синтез] пришел как антиномия к религии, стал доминирующим учением на территории бывшей Российской Империи и благополучно канул в лету с распадом Союза, дав обществу научно-технический прогресс. А старообрядцы остались, сохранив несмотря ни на что свою Веру и уникальную певческую культуру на новом витке развития общества. И в этом есть самая настоящая диалектика.

ТК «Записки о старообрядчестве»


Автор(ы):Андрей Гридинский

Читайте также

похожие записи на сайте