Он был религиозным гением. Вышел в свет шестой том собрания сочинений епископа Михаила Семенова

С 2011 года Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ предпринимается попытка переиздания всех статей епископа Михаила (Семенова) Канадского, опубликованных им когда-либо в старообрядческой периодике. Не так давно в свет вышел очередной, шестой, том — ее завершение. Все книги сопровождены примечаниями с указанием источника первой публикации и именным указателем. В пятницу 9 февраля в столичном старообрядческом духовном центре на Рогожском состоится круглый стол, посвящённый 150-летию со дня рождения известного духовного писателя, богослова, апологета. Будущий епископ родился 12 (по новому стилю – 25) января 1874 года, имя ему было наречено в память известного подвижника и аскета III–IV века преподобного Павла Фивейского (15 января старого стиля).

Остановимся на только что изданной книге.

Шестой том собрания сочинений епископа Михаила объединяет статьи и проповеди из журнала «Старообрядческая мысль», начиная с 1913 года. Владыка сотрудничал с ним с самого основания. Более ранние публикации уже увидели свет на страницах второго и третьего томов («Старообрядческая мысль» за 1910 г. и за 1911–1912 гг. соответственно). Одновременно епископ Михаил продолжал сотрудничество с журналом «Слово Церкви». В этой книге представлены его статьи, появившиеся здесь в 1916 году. Собрание сочинений не включает художественные произведения, поэтому последняя повесть старообрядческого автора, «Прекрасная пустыня» (публиковалась в «Слове Церкви», начиная с седьмого номера 1916 г.), в книгу не вошла.

Все время после своего присоединения и рукоположения в архиерейский сан владыка оставался под запрещением. В 1914 году Освященный Собор не состоялся из-за войны. В 1915-м главным вопросом на нем были выборы Московского архиепископа и возможное учреждение митрополии…

В 1915 году с ходатайством о снятии запрещения обратился в адрес старообрядческого Освященного Собора публицист Никифор Зенин. Этому вопросу была посвящена его статья «Кажется, пора…» в № 8 «Старообрядческой мысли». Она вышла также отдельной брошюрой. Заявление не было рассмотрено. Летом 1916 года с подобным прошением выступил старообрядческий священник армий Западного фронта Алексей Журавлев. Его письмо в адрес Собора сохранилось среди документов Московской архиепископии в Российском государственном архиве древних актов, оно содержит интересные свидетельства о Михаиле: «Я как меньший член св. Церкви, — писал Алексей Журавлев, — хочу высказаться об еп. Михаиле и о его творениях, которые мною прочитаны. В них я ничего не видал антихристианского. Я и лично убедился в его высоком христианском житии. Когда я был у него и видел его обстановку, меня удивил его одр, состоящий из голых досок и полена в головах. При разговоре со мной он мне сказал: “Быть может, меня владыки хотят выгнать из старообрядчества, но это им не удастся, я глубоко убежден в правоте старообрядчества, и это убеждение у меня зародилось еще на скамье студента”. Об его душевных качествах свидетельствовали мне и здесь, в армии, лица, хорошо его знающие». Приводя отклики, Алексей Журавлев заключал по поводу епископа Михаила: «Ныне же нужно его приблизить к массе старообрядчества (к Москве), соборне разрешить ему священнослужение и дать возможность приносить пользу св. Церкви. Необходимо сказать: да или нет».

Напряженная работа, многолетнее пренебрежение к элементарным бытовым потребностям, непонимание подорвали силы епископа Михаила и привели к тяжелому нервному расстройству. Изначальная предрасположенность к болезни тоже сыграла свою роль. Но внешние обстоятельства ускорили ее.

В середине октября 1916 года владыка с сопровождавшей его сестрой отправился из Петрограда в поездку для лечения, но под предлогом что-то купить вышел на станции Сортировочная под Москвой и отстал от поезда (как потом выяснилось, пошел вслед за ним пешком). К утру добрался до Москвы. В ночь с 18 на 19 октября он попал на постоялый двор, где ночевали извозчики, и, желая выспаться, влез на нары, был принят за вора и жестоко избит. Согласно данным полицейского расследования, по словам самих извозчиков, епископ Михаил был только сброшен ими с нар и выгнан на улицу, но не избивался (что можно расценивать и как способ их защиты).

В 6 часов утра 19 октября епископа Михаила, лежавшего полураздетым в конце Первой Мещанской улицы близ Виндавского (ныне Рижского) вокзала, обнаружил дворник, и владыка был доставлен в Старо-Екатерининскую больницу. Здесь он был помещен как неизвестный № 1683. Несмотря на то, что пациент пришел в сознание и назвал себя, руководство больницы не сообщило о нем старообрядцам и не оказало никакой врачебной помощи.

25 октября его обнаружил в больнице сотрудник газеты «Русское слово» журналист А. П. Лукин. 26 октября отец Михаил был перевезен в старообрядческую лечебницу на Рогожский поселок. В тот же день архиепископ Мелетий (Картушин) обратился к другим старообрядческим архиереям с просьбой разрешить умирающего от наложенного запрещения, 27 октября были получены положительные ответы. Еще в Старо-Екатерининской больнице епископ Михаил успел исповедаться и был причащен, 27 октября утром над ним было совершено соборование. В тот же день, в 13 часов 30 минут, он скончался.

По требованию полиции, которое невозможно было отклонить, врачи провели вскрытие, установившее причину смерти: перелом ключицы, трех ребер на левой стороне тела и еще одного справа. В итоге, по их заключению, последовало гнойное воспаление мозга. Ни для кого не было секретом, что подлинной причиной явилось сознательное бездействие руководства Старо-Екатерининской больницы. Кроме того, вскрытие выявило начавшуюся чахотку.

Памяти владыки было посвящено заседание Петроградского Религиозно-философского общества 4 декабря 1916 года. Председательствовавший на нем А. В. Карташов, историк, будущий обер-прокурор Синода (при Временном правительстве) в своем выступлении отнес епископа Михаила к «типу живого христианина», который «выходит из рамок не только старообрядчества, не только православия, но не вмещается ни в какие рамки.., не вмещается в рамки, быть может, ни одного из существующих вероисповеданий». На смерть Михаила откликнулись многочисленные светские издания. Целый цикл откликов был опубликован в старообрядческих журналах.

«Этот “ночной вор” раздавал все, что имел, — писал о епископе Михаиле хорошо его знавший публицист, писатель и богослов Валентин Свенцицкий (впоследствии — протоиерей патриаршей церкви). — Я видел, как на даче в Белоострове он отдал просителю последние 10 рублей. А когда тот отошел, Михаил опустил руку в карман и нашел там еще пятирублевый золотой. Сорвавшись с места и подобрав свою архиерейскую рясу, чтобы легче бежать, — он, как мальчик, играющий в “догонялочки”, бросился за уходившим и, догнав, сунул ему деньги».

В этой посмертной статье Валентин Свенцицкий дает очень точную характеристику епископа Михаила. По его мнению, он «не был первоклассным религиозным философом. Но в известном смысле он был религиозным гением — по глубине, силе и реальности своих религиозных переживаний. Среди литературно-мертвенных, религиозно-бессильных кругов, объединяющихся вокруг “религиозно-философских” обществ, — ему не было места. Он говорил, что ему “страшно там бывать”. Душа его тянулась к стихии народной — и едва-едва начала отыскивать пути к соприкасанию с народной душой, как оборвалась жизнь. <…> Если бы вы знали епископа Михаила, вы поняли бы весь кощунственный смысл этих страшных слов: “Избили епископа Михаила… Переломали ребра… Выбросили на мостовую…” Но я знаю и то, что он бы простил врагов своих. Пусть же и они, и мы, соучастники этого греха, — о пустимся перед ним на колени и попросим простить прегрешение наше!»

Отпевание епископа Михаила состоялось в Христорождественском храме Рогожского кладбища (Москва). Богослужение возглавил архиепископ Мелетий (Картушин). Владыка был погребен там же на участке архиерейских могил.

Революционные события с последующим господством антицерковной идеологии не позволили увековечить память замечательного публициста, изучать его наследие, переиздавать труды.

Однако они не были забыты. В 1966 году Московской старообрядческой общиной Рогожского кладбища на могиле епископа Михаила было установлено каменное надгробие. В церковном календаре на 1966 год, издаваемом по благословению архиепископа Иосифа (Моржакова), увидели свет две статьи епископа Михаила. Уникальная публикация для советской эпохи.

Возможность переиздания трудов замечательного проповедника и публициста открылась позже. В 1998 году издательством «Китеж» был выпущен однотомник «Избранных статей» епископа Михаила. В 2004-м в Барнауле издательской группой «Лествица» переизданы роман «Второй Рим» и повесть «Великий разгром», в 2000-х годах — работы «Святая литургия», «Письма о преподавании Закона Божия», «Гигиена духа христианина» (вошли в разные тома данного собрания сочинений). 2 ноября 2006 года в Духовном училище на Рогожском поселке в Москве прошел вечер, посвященный 90-летию кончины епископа Михаила. Спустя десять лет, в 2016-м, в том здании и тем же Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии РПСЦ были организованы книжная выставка и вечер, уже приуроченный к 100-летию со дня смерти владыки. Изданный тогда же сборник «Во время о́но» (№ 8) был полностью посвящен библиографии его статей, опубликованных в нестарообрядческой периодике.

Статьи, вошедшие в шестой том, можно разделить на несколько тем, свойственных для незаурядного старообрядческого автора. Во-первых, это история церкви в очерках («Монофелитство и 6-й Вселенский Собор», «Иконоборцы и иконоборчество», «Греческая церковь в XI–XVII веках»). Во-вторых, апологетика, направленная против неверия, на доказательство главных вероучительных положений христианства, божественного бытия («Простые письма другу о Боге», «Письма другу», «О бессмертии души» и др.). В-третьих, проповеди и статьи, посвященные этике и морали, духовному совершенствованию христианина, приуроченные зачастую к конкретным праздникам, размышления о них. Из таких статей практически полностью состоит цикл публикаций в «Слове Церкви». Нетрудно заметить, что в «Старообрядческой мысли» за 1915 и 1916 годы статей епископа Михаила появилось заметно меньше, чем в предыдущее время, что связано с болезнью автора. Вместе с тем владыка продолжал печататься до самой смерти. 2 и 9 октября 1916 года журнал «Слово Церкви» открыли последние статьи владыки — «Россия и иноческая келья» и «Буря на море», написанные коротко и эмоционально накануне отъезда из Петрограда… Статьи и проповеди епископа Михаила можно встретить сегодня в самых разных старообрядческих изданиях, не говоря о сети интернет, что лишний раз свидетельствует о востребованности его слова, о необходимости дальнейшего изучения его наследия. Его филологическое, историческое философское исследование, на наш взгляд, только начинается. С выходом очередного тома не заканчивается и популяризация сочинений. Здесь может использоваться, например, не теряющая своей популярности аудиокнига. Отдельные произведения, предназначенные в первую очередь для детского и подросткового возраста, могут быть переизданы отдельно с учетом требований и стандартов, предъявляемых к детской литературе. А научные изыскания — совершенно особая тема


Автор(ы):Виктор Боченков
Медиа:Предоставленно автором

Читайте также

похожие записи на сайте