
В один день воспоминаются два, весьма востребованных христианами, святых. 19 октября (1 ноября по новому стилю) наша Церковь празднует память священномученика Садофа, избавляющего от внезапной смерти без покаяния и мученика Уара, молящегося за умерших, бывших вне Церкви Христовой. Почему мы молимся этим святым?
Зачем мы молимся святому Уару
Из Предания Церкви мы узнаем о том, как одна добродетельная женщина трудилась в храме, где находились мощи святого мученика Уара. Она была обращенной из язычества, христианкой, но очень томило ее душу воспоминание о родственниках и близких, которые не приняли христианства. Через некоторое время, после ее безкорыстной помощи храму, ей чудесно явился сам мученик Уар и сказал, что род ее прощен Богом, то есть отпущен Господом был их грех нечестия. С той поры христиане молят святого Уара за умерших вне Церкви Христовой, дабы и те сподобились жизни вечной.
Многие наши близкие преставлялись будучи непросвещенными Церковью — либо были некрещены, либо пребывали в иноверии. И в этом событии, в молитве святому мученику мы находим ответ нашим печалям о нечестивых (то есть не имевших благочестия, бывших не с Богом) родственниках и близких. Ведь, как мы знаем, «не воскреснут нечестивии на Суд, ни грешницы — в совет праведных» (Пс 1) — то есть даже Суда Божия не увидят те, которые не веровали в Бога, либо отказались от Него в пользу иных вероучений и конфессий. Поскольку душа — единственное, что остается от человека после смерти телесной оболочки, то есть бессмертна, то и впереди ее ждет бессмертное продолжение, которого она по справедливости заслужила. Грех нечестия — это участь, которую святые отцы в толковании на Мф. 7:23 раскрывают в предстоянии по левую руку от Спасителя-Судьи.
Итак, допустим преставился близкий нам человек и погребли его не по обычаю нашей Церкви, был он, допустим, некрещен, либо был причастен к другой конфессии. Будет ли уместно подавать за него молиться в той конфессии, к которой он принадлежит? Нет, ни в коем случае. Если верить, что от этого действия ему будет облегчение, это значит верить в спасительность иной конфессии либо приравнивания ее к Церкви Христовой, что недопустимо. Думать человек, находящийся в каком угодно состоянии, может что угодно, но только Бог и Его Церковь дают спасение и облегчение душам, о чем и учат нас святые отцы.

Чем же действительно можно помочь несчастным, которые так беспечно прожили свою жизнь, а сейчас часа своего ожидают во тьме? Прежде всего, обратим внимание на то, что Клеопатра, порядочная христианка, трудившаяся в том храме, где были мощи мученика Уара, была очень добродетельной и вела жизнь праведную — таковых легче услышит Бог в молитве. Милостыня за какого-то умершего человека, особенно в первые четыредесять дней со дня его смерти, когда душа проходит мытарства (поучение в неделю 20-ю св. Кирила Философа), способна изглаждать грехи, в которых человек не раскаялся. Далее же — молитва мученику, хотя бы эта его благодать была еще не явлена. Так был прощен грех нечестия/неверия для ее близких. Имена для мученика Уара, при этом, не важны.
Молитва мученику Уару в таких случаях не сравнима с тем, как если бы человек пошел бы на погребение иноверных, так как по учению Церкви это не приносит духовных плодов спасения. Потому, великая польза будет усопшему от молитв за него верных святому мученику Уару. К святому обращаются также в том случае, когда человек лишен христианского погребения, например, по языческому обычаю, запрещенному в нашей Церкви, по своей воли обрек себя на кремирование (сжигание тела в печи).
В каноннике гражданским шрифтом есть отличный канон мученику Уару (Великий канон), содержание которого максимально точно повествует о молитве за умерших в грехе нечестия, которые воспоминаются в тропарях. Многие христиане молятся этот канон в первые четыредесять дней, годины рождения и смерти. Это великое благо для верующих, что есть такой святой, который имеет благодать от Бога, ходатайствовать Ему о людях, умерших в нечестии (в то время как преподобный Симеон Столпник — ходатай за живых).
От смерти внезапной
Как минимум двое (наиболее известных, на слуху) святых имеют благодать от Бога — сохранять от внезапной смерти без покаяния призывающих их. Это священномученик Садоф (Садок, епископ Персидский) и великомученица Варвара (а кроме того молятся еще святому Онуфрию Великому, свщмчк Харлампию и сохранении жизни младенцев — святому апостолу Павлу).

Святой священномученик Садоф принял гонимое стадо Христово в двух персидских городах на место пострадавшего от язычников епископа Симеона. Тот явился ему во сне в славе на лестнице, ведущей в Царствие Небесное, сказав, что нужно святому Садофу взойти к нему, так как суждено будет ему стать мучеником. Он пострадал от безбожных язычников в Персии и с ним более ста человек из его паствы. Все они были умерщвлены мечом, отказавшись совершить жертву огню и солнцу.
Смерть ждет всякого живущего на земле, но намного приятнее, когда она бывает без мучений и ожидаема христианином — тот старается побольше успеть сотворить добрых дел, очистить свою душу, распорядиться своим имуществом и многим другим, чтобы подготовить себя к достойному переходу в жизнь вечную. Поскольку человек не знает того дня и часа, когда ангел смерти придет за ним, разлучить душу от тела, то и должен понуждать себя творить дела спасения своей души, дабы не оказаться как пять глупых дев, воздремавших, и не попавших на брак (Мф. 25:1-13). Человек же, который протрачивает свою жизнь и драгоценное время только лишь на грехи и развлечения будет подобен этим пяти девам и по справедливости заслужит вечную погибель.
Обращая внимание на меднолитую старообрядческую икону, где изображены святые Анфиноген, Пантелеймон и Садоф, можно сказать, что священномученику молятся также и в смертельных болезнях, дабы те не унесли с собой жизнь болящего. Мы уже публиковали статью на нашем сайте о молитве в трудных обстоятельствах.
Несчастные случаи, автокатастрофы и многие похожие ситуации являются основными причинами внезапной смерти без покаяния. Некоторые из них весьма и весьма скоротечны. Уходить из жизни, имея «груз за плечами» — самое, пожалуй, страшное что может быть, потому как всякий хочет взойти на мытарства не имея потаенных и нераскаянных грехов. Впрочем, несмотря на всю хрупкость человеческого тела и его бытия, все возможно Богу, Которого молят по нашим прошениям святые угодники Божии. Многих людей молитва святому Садофу (в том числе Ангелу Хранителю), уберегла от гибели.
Внезапная смерть — это не только опасные для жизни профессии или жизненные условия, но также и состояние здоровья. Чаще всего это присуще заболеваниям, вводящих людей в группу риска — ишемическая болезнь сердца, высокое давление в сосудах головного мозга, зашлакованность и загустелость крови и многое другое. Разумеется, зная о проблемах организма, промедление — смерти подобно, а не заботиться о здоровье дара Божия — тела плотского — это грех, вряд ли тут поможет молитва, когда человек сам не хочет выходить из группы риска, либо обрекает себя на смерть таким риском.
Будем же призывать на помощь святого священномученика Садофа в избавлении от внезапной смерти без покаяния, а святого мученика Уара — за умерших в нечестии близких и родственников.
| Автор(ы): | Чтец Даниил Андрюков |
|---|---|
| Медиа: | Чтец Даниил Андрюков. На фото вверху: Великий канон мученику Уару в каноннике гражданским шрифтом (стр 1136) |

