Жены-мироносицы: 120 лет на Рогожском

Празднование Жен-мироносиц на Рогожском событие уникальное. Оно объединило в себе дух традиции и веры, стойкости и надежды, радость победы и торжество православия. Каждый год, на второе воскресение после Светлого Христова Воскресения на территории Рогожского поселка в Москве собираются христиане со всего мира, чтобы поучаствовать в сем знаменательное событие. В этом году они отметят 120-летие распечатывания олтарей рогожских храмов и дарования старообрядцам свободы вероисповедания.

О гонительных временах

Рогожские храмы нередко подвергались посягательствам со стороны светского и еще более — духовного начальства господствующей церкви. В конце царствования императора Александра I все храмы Рогожского кладбища были закрыты. Но вскоре, однако, были снова открыты.

Пишет Федор Мельников в Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви:

В царствование императора Николая I, когда повсеместно свирепствовало гонение на старообрядчество, у рогожских старообрядцев, по настоянию знаменитого московского митрополита Филарета, был отобран Никольский храм со всеми его святынями. Это произошло в 1854 г., а через два года, уже в царствование императора Александра II, под личным ходатайством того же Филарета, были запечатаны алтари Господни в остальных двух храмах.

Царь-освободитель, отменивший крепостное право и проводивший либеральные реформы судов и самоуправления, отменивший рекрутчину, и внедривший внесословное образование, закрывает христианские храмы, в век расцветающего в стране нигилизма, пойдя на поводу у синодских заправил, что видели в старообрядцах — самых верных и преданных сынах своего отечества — угрозу собственного существования. Не печальный ли итог того, что  сам император пережив пять покушений, не пережил шестое.

Старообрядцы Москвы неоднократно обращались и к властям и лично к императорам с просьбой снять запрет на проведение служб в их церквах. Это было и после отмены крепостного права в 1861 году, и после освобождения Болгарии от осман в 1878 году. Вот парадокс старообрядцы сражаются за свободу веры другого народа не имея таковой в собственной стране. Они просили министра внутренних дел, графа Лорис-Меликова поддержать их просьбу и ходатайств перед императором. «Мы веруем в вашу просвещённую готовность поддержать любое доброе и справедливое дело», — писали они. «И потому осмеливаемся обратиться к вам, благородный граф, со смиренной просьбой. Не откажите нам в вашем заступничестве донесите нашу мольбу до государя: да окажет он и нам, своим верным подданным, свою великую милость, да распространится и на нас его отеческое милосердие. Да повелит он, великий государь, Освободитель, снять печати с наших святынь. Да откроются двери наших храмов, и да будет нам, старообрядцам, принимающим священство, дано святое право с чистым и сокрушённым сердцем возносить к Всевышнему наши горячие молитвы по заповеди апостола: „За царя и иже во власти суть“», публикует их ходатайство газета “Новое Время” за 1881 год. Но просьбы православных христиан не были услышаны императором единственного православного государства. Потому как старообрядцы в глазах синодских первоерархов были “другие” православные.

Из сохранившейся переписки м. Филарета видно, как он зло радовался этому событию: прекращение у старообрядцев в самом центре их духовной жизни Божественной литургии он признавал величайшим торжеством православия. Это «торжество» продолжалось почти полстолетия, в течение которых немало других бедствий переживало Рогожское кладбище. Только в царствование императора Николая II, именно 16 апреля 1905 года, накануне Пасхальной заутрени, были, наконец, распечатаны алтари Рогожского кладбища. Это было действительно пасхальное торжество — победа Самого Христа, воскресшего из мертвых.              

Аудиокнигу Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви

Ф. Мельникова слушайте на нашем Ютуб канале.  И вот одна из глав посвященная раззорению христианских святынь в правление Николая Первого.

Празднование Жен-Мироносиц сегодня

Молодое поколение старообрядцев активно участвует в подготовке и проведении празднования Недели Жен Мироносиц. В рамках подготовки к празднику молодые люди помогают украшать храмы и территории вокруг них, готовят угощения для гостей, разрабатывают программу мероприятий. Они также участвуют в богослужениях и крестных ходах, которые являются неотъемлемой частью празднования.

Благодаря участию молодого поколения, празднование Недели Жен мироносиц становится ещё более ярким и запоминающимся событием. Молодые люди вносят свой вклад в сохранение и продолжение традиций старообрядчества, а также способствуют укреплению единства общины.

Церковное празднование

Воскресный день – пик торжества, служба в кафедральном Покровском соборе начинается в 7 утра. Особенностью литургии является присутствие многочисленного духовенства со всех краёв нашей необъятной Родины. В полдень начнётся молебен Пасхе и высокоторжественный крестный ход вокруг храмов Рогожской слободы.

Ярмарка

После церковной службы начинается торг на площади перед Храмом-Колокольней. Он занимает первое место в семёрке самых интересных ярмарок Москвы. Помимо тороговли будут и развлечения для детей и подростков: приедут исторические реконструкторы, которые покажут, как из зерна сделать муку, замесить тесто и испечь хлеб.

В начале ярмарки Рогожская община угостит всех сытным обедом на полевой кухне. Продлится торг примерно до шести вечера.

Духовный вечер

В шесть в Покровском кафедральном соборе начинается открытый для всех вечер духовных песнопений продолжительностью около двух часов

Лучшие мужские, женские, молодежные, детские и смешанные хоры со всей России позволят насладиться многообразием знаменных распевов. Пение можно будет послушать и удалённо, трансляция ожидается в ВК и Телеграм-канале проекта Znamennoe.ru.

Больше информации вы можете найти в телеграм-канале праздника.


Автор(ы):Анатолий Бочкарев
Медиа:Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте