Самая интересная ярмарка Москвы откроется 4 мая на Рогожском

Неделя святых жен-мироносиц на Рогожском в 2024 году многим запомнилась ярким молодёжным праздником и небывало многолюдной ярмаркой. Торг удался и занял первое место в семёрке самых интересных ярмарок Москвы. В этом году в воскресенье 4 мая отметят 120-летие распечатывания олтарей Рогожских храмов вместе с уже 18-ой ежегодной ярмаркой, приуроченной к этому знаковому историческому событию. Что приготовила Рогожская община гостям и как развивается главная народная и безоплатная для участия ярмарка всех древлеправославных согласий «Старообрядцам» рассказал председатель общины Даниил Добыш.

– Как и когда решили проводить ярмарки на праздник жен-мироносиц?

– При митрополите Алимпии (1986-2003 гг.) Неделю жен-мироносиц праздновали гораздо более скромно – приглашали около десяти избранных священников и всё. Не было и вечера духовных песнопений. Затем при владыке Андриане (2004-2005 гг.) и митрополите Корнилии всё это развернулось. Ярмарка зародилась в недрах нашей Рогожской казачьей станицы, тогда был рассвет станичной жизни и делали большие дела. Ставили поклонные кресты, дежурили, провожали и встречали владыку Алимпия. У одного из наших станичников Александра Михайлова, занимавшегося развитием церковной лавки митрополии, в голове зародилась идея ярмарки, а я ему стал помогать. Начали с того, что обзвонили все общины, попросили приехать и привезти подрушники, лестовки, товары своего крестьянского хозяйства. Начинать всегда очень сложно и в первый год приехали только 20-25 участников, при этом половина ремесленников была со стороны, не староверы. Но на следующий год продавцы стали уже сами подтягиваться. Для кого-то ярмарка даже послужила толчком, чтобы развивать своё производство, потому что увидели, что интерес у покупателей есть. Кто-то стал к ней солить огурцы, кто-то печь пирожки, плести пояса, кошелёчки. Раньше такие вещи в храме как-то предлагались по рукам, а тут появилось место сбыта.

Кстати, благодаря ярмаркам была создана казачья лавка народных промыслов. Стало понятно, что хорошо бы такие товары не раз в году видеть, а чтобы можно было ежедневно их приобретать. Также они подстегнули внутреннее производство нашей общины, мы теперь каждое воскресенье продаём пирожки, квас, рогожские пряники и шоколад. Появилась небольшая постоянная «ярмарка».

– До революции отмечали ли годовщину распечатывания олтарей, которое произошло в 1905 году?

– До революции в память этого события в 1906-1912 годах построили Храм-Колокольню. Вообще на Рогожском было много всяких мероприятий: собирались общества хоругвеносцев, любителей древности, устраивались лекции в Политехническом музее, праздновали годовщины в память об освобождении крестьян в 1861 году. Но ярмарок не было, тут было традиционное поселение старообрядцев. Хотя ярмарки при монастырях – это древняя традиция, вспомнить хотя бы Макарьевскую (Нижегородскую) ярмарку у стен Макарьева Желтоводского монастыря.

А в советские годы празднование было минимальным, поскольку любое перемещение священства в облачениях нужно было согласовывать. Оживление началось после Перестройки.

 – Как вы привлекали покупателей-посетителей на первые ярмарки?

– Разместили рекламу в маршрутках, которые идут от станции Серп и Молот. Обклеили объявлениями близлежащие дворы, включили сарафанное радио. Но со временем это стало уже не нужно, людей приходило всё больше и больше. Последняя ярмарка показала, что народа даже слишком много и на Рогожском стало тесновато.

– Получается, что был достигнут предел. Сколько же теперь торгующих?

– Участников ярмарки было в прошлом году уже около ста человек, из них 70-80 старообрядцев. Некоторым продавцам, фирмам со стороны, даже с хорошими изделиями стали уже отказывать, при этом доля староверов растёт. У нас ярмарка старообрядческая и задумана она для того, чтобы развивалась ремесленная жизнь наших общин. Например, раньше приезжали продавцы тульских пряников со стороны, а теперь уже наши сами пекут. Главное, чтобы товар был качественный и интересный. Есть небольшая проблема в том, что у ряда продавцов похожие товары, например, платки или лестовки, но они и сами видят, что нужно развиваться, предлагать больше разнообразных товаров. Также это место встречи старообрядческих согласий: к нам приезжают и поморцы, и федосеевцы, мы все дружим.

– Если достигнут предел для одной ярмарки, то может быть есть смысл несколько раз в год ярмарки проводить?

– Да, у продавцов есть желание приезжать чаще. Но летом Москва вымирает, а зимой холодно. Мы попробовали в 2024 году сделать ещё одну осеннюю ярмарку перед Покровом. Людей было много, это уже чисто урожайная ярмарка. Все остались довольны, поэтому думаю две ярмарки в год нужно закрепить. 

– Что ждать от предстоящей юбилейной ярмарки?

– Год от года происходят небольшие изменения, но в целом продавцы всё те же. Мы не создаём искусственные требования – это самообразовывающаяся стихия. Часто участники принимают решение в последние дни. Но мы уже начали приём заявок и поставили чёткое ограничение – за десять дней до 4 мая приём заявок заканчивается. Но желающих уже много. Зная, что есть хороший сбыт, продавцы везут товар даже из Красноярска.

В этом году в первый раз, надеюсь, приедут исторические реконструкторы, которые покажут мастер-класс, как из зерна приготовить муку, сделать тесто и испечь хлеб. Очень наглядно и полезно. А на улице пройдёт фотовыставка, посвящённая поездке митрополита Корнилия в Уганду в 2024 году.

– Подсчитывали ли в прошлом году численность посетителей?

– Такой цели не было. Самое большое скопление людей происходит, когда из собора после службы три тысячи человек выходят. А сторонние посетители приходят постоянно, с полудня и до шести вечера. Может быть около десяти тысяч покупателей всего. 

– Каким будет празднование Жен-мироносиц на Рогожском? В прошлом году молодые прихожане сделали очень достойную программу, поздравили девушек и женщин, много общались и знакомились. Будет ли что-то подобное и в этом году?

– Наверное будет. Хотя мне кажется, что немного не в таком масштабе. В прошлом году немного подвыдохлись. Был чудесный вечер для знакомств, после этого сложились несколько пар и даже уже обвенчались. Так что усилия были точно ненапрасными! Такой площадки для общения действительно не хватает. Раз в год приезжают со всех сторон и всем хочется пасхального празднования. Но в любом случае будет интересно для молодёжи: ночной костёр, поездка в Боровск на нескольких автобусах, викторины духовного направления. Приедут хоры. Кстати, надо сказать, что каждый год нам много помогают московские власти. Они оплачивают дорогу для певцов, обеспечивают проживание и концертный зал, экскурсии. Ожидается два выступления хоров: в Покровском соборе и концертном зале Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Также московские власти присылают на ярмарку группу исторических реконструкторов, которые занимаются с детьми древнерусскими забавами, играми, рукоделием. Конечно же по традиции всех желающих сытно накормит полевая казачья кухня Рогожской станицы.

– Ярмарка стала настоящим городским событием, на которое приходят даже знаменитости: их привлекают старообрядцы, крестный ход. Всё это достаточно необычно. Кого ждёте в гости?

– Заранее они обычно не объявляются, приходят частным образом. Нас иногда посещает ректор Академии живописи, ваяния и зодчества Иван Ильич Глазунов, видели тут Марию Захарову из МИДа.

– Приходилось ли сталкиваться с миссионерами никониан, которые перед ярмаркой любят угрожать, что мы придём и покажем…

– Диалог – это нормально, хотя, наверное, на празднике его вести не очень удобно. В целом же готовы со всеми беседовать, устраивать диспуты. На ярмарку всех принимаем с миром, ждём на отдых после светлого праздника Пасхи.


Автор(ы):Игорь Ермаченков
Медиа:rpsc.ru

Читайте также

похожие записи на сайте