
Это может быть самый простейший вопрос человека, который встречается с Церковью и искренне не понимает что и для чего нужны все эти внешние формы, спасение. Зачем все это когда можно жить «на полную катушку», получать блага от жизни? Попробуем понять точку зрения такого человека и дать ответ на этот вопрос.
Кто мы? Откуда мы?
Чтобы найти ответ на главный вопрос нашей статьи, нужно определиться с тем, кем является человек. Научные исследования в области антропологии пытаются найти древнего человека — начало, в котором человек якобы отделяется от природы, его психика видоизменяется и его уже нельзя назвать животным в широком смысле слова. Увы, но все гипотезы и попытки генетически связать человека с животным миром оканчиваются ничем, при этом исправно выпускаются учебники, в которых людям, можно так сказать, втирают очки не достоверно известный факт о высоком предназначении человека как созданием Творца, а натянутую теорию о происхождении человека от обезьян или общих с ними предков. О различиях, а тем более предназначении и спасении человека, мы уже писали ранее.
Итак, внешне человек и походит на животное, но имеет то, чего нет у животного — особенную, мыслящую душу. Нематериальную сущность. Душа нематериальна и поэтому требует нематериального. Материальное — это не только пища, покров, крыша над головой, но и развлечения, ибо и животным свойственно играть, кроме того, чтобы обеспечивать себя питанием, безопасностью, воспроизводством и так далее. Разум человека позволил усложнить все эти чувства способами получения материальных благ и удовлетворения своих потребностей, порой связанных с тем, что несомненно приносит осознанный (!) вред человеку. Так появились сложные системы человеческой жизнедеятельности, которые являются «улучшенными версиями» увиденного в животном мире. То есть человек может развить лишь то, что увидел в животном мире. Но в самом деле, подлинная ли это жизнь? И для чего тогда нужно спасение?

Спасение нужно для того, чтобы…
Жить. Жить, а не просто существовать. Эта жизнь заключается прежде всего в том, чтобы жить именно как человек. Как мы говорили раньше, что и животные в чем-то схожи бывают с человеком, но последнего, как венец творения, как особенное, избранное существо, делает таковым разумная душа, которая движет плотью и которая нуждается в нематериальной пище, в постижении духовного.
Движение души к духовности часто преграждается получением удовольствий — стимуляции рецепторов, нервной системы, а следом и всего остального. Интересно, что «безсловесные скоти», то есть животные, не могут понять смысл чрезмерной стимуляции, которая приводит к разрушению (впрочем, эксперименты с курящими обезьянами показывали их телесную зависимость из-за разрушения нервных связей). «Познакомившись» с саморазрушением плоти — человек разрушает свою плоть. А с саморазрушением разума — пустые новости, развлечения — разрушает и умные действия души, приводящие к расслаблению ума. Именно поэтому в человеке заложено стремление к осмыслению своего существования, поиску, если хотите, смысла жизни.
О владении телом говорили многие мудрецы, а практически вся античная философия была сосредоточена на выделении человека как особенного существа, в котором душа должна быть выше тела, владеть им. И если же наоборот, то человек неполноценен, то есть живет как высшее животное, не более. Душа питаема бывает лишь пищей духовной. Жизнь в духовном голоде часто выражается в отсутствии чувства счастья и спокойствия в душе, в постоянном поиске, которые порой прерываются временными развлечениями. Драгоценное время пролетает как сон — порой неосознанно. «Человек — как трава, а дни его — как цветок полевой отцветут» (Пс. 102). Под конец жизни (к сожалению тогда, а не каждый день) человек пытается усмотреть смысл своей жизни в своих поступках, но найдет ли его в аналогиях с животным миром — в чужой жизни (продолжении рода, которое подобно семенам дерева), в имуществе, которое он накопил, в развлечениях и местах, которые он видел. Стал ли он хотя бы под конец жизни человеком? И хорошо, если осознание придет к нему, и придет раньше того момента, когда придет старость и пожить человеком остается совсем немного. Бывает и так, что смерть внезапна, ведь человек не просто смертен, но порой и внезапно смертен.

Человек тогда только понимает высоту своего существования и создания Творцом, когда живет в согласии с Богом, стремлении к Нему. Тогда проявляется чувство осмысленной жизни, заполнении пустоты в сердце. Ведь перед человеком теперь стоит задача не только наслаждаться миром и творить, но и жить так, чтобы хорошо ответить за свои поступки перед Богом. Кто скажет, что не делал ничего плохого, просто жил порядочно — тот как красивая трава, которая не приносит плодов. Опытный Садовод выстригает его как сорняк, ибо и они красивы, но не приносят пользы своей жизнью. Бог понуждает нас жить деятельно и праведно, чтобы не смотреть уже на прожитые года, а смотреть вперед — в вечную жизнь с Богом, что и назовем мы конечным спасением человека. Если же этого не происходит, то человек наследует вечную погибель, потому что Бог еще и справедлив и дает каждому то, что он заслужил. Именно по этой справедливости невозможно угодить Богу одной только православной верой, благочестием, нужны деятельные плоды. Поэтому, когда человек стал Богу сыном через Господа Христа, через Крещение, то тогда и следуют за человеком его дела.
Зачем мне Церковь, если Бог у меня в душе
Утверждение, которое скорее напоминает оправдание своих поступков (когда человек сам себе бог), чем религиозные убеждения человека. Какой же именно Бог? Тот ли, Который сотворил небо и землю? Тот ли, Который пришел на землю телесно? Или тот, который все позволяет, кто не желает духовной жизни человеку, кто хочет человеку оскотиниться? Если это тот, кто все позволяет делать — то это не Благой Бог, а страсти, которым зачастую мерзко пребывать в духовной чистоте, а плодам их человек узнает, что они лишь вредят ему, такого «бога» следует возненавидеть, навсегда отвернуться от него как Лот, покидающий сжигаемый серным дождем Содом.

Если же в сердце Истинный Бог, то нужно следовать и Его заповедям жизни, которые он дал всем верующим в Него. И это как минимум если речь идет о духовном понимании. Дело в том, что человек действительно пытается оправдаться — перед собой, близкими, и незнакомыми людьми. Если же бог в человеке «растворен», то есть затронута плотская часть вопроса, то как такой человек может что-то сотворить из ничего, сможет ли он тогда воскресить мертвого? Значит, это высказывание безумно и не разумно, оно не имеет под собой не только духовно-нравственных доказательств, но также и физических. Это только красивая фантазия, которыми современный человек строит иллюзию полноценной жизни, и она, тем не менее, развеивается экстренными ситуациями и всем тем, что возвращает человека в реальную жизнь, например, скорби и утраты.
Как на самом деле может быть «Бог в душе»
Кажется, что «Бог в душе» — довольно легкомысленное высказывание, которое, как говорит апостол Павел, заставляет человека делать все по воле своего сердца, а также осуждать и оправдывать себя (Рим. 2:14-15). Однако, оно имеет большое значение для верующего, ведь закон Божий следует положить в разуме, чтобы тот освещал разум, в сердце, чтобы все поступки были от Бога, в руки и ноги — чтобы делать угодное Богу и идти по путям Его (Втор. 6:6-8, 11:18-19), чтобы оправдаться во Христе (Гал. 2:16-17). Что касается физического воссоединения, то такое для верующего возможно, ведь это открыл Сам Бог (Ин. 6:53-54). В самом деле, телесно не можем мы удержать в себе Бога, если не будем праведны, так как соединяясь со Христом в Божественной Тайне Причастия Тела и Крови нужно быть достойным, дабы это не было в болезнь и осуждение.
Такое воссоединение в достоинстве подразумевает высокое духовное состояние — святость, в которой действием Божиим человек обожен. Чем качественнее он по жизни своей подходит к теме праведности, тем шире открыты его духовные глаза, тем больше дарований он имеет. Как мы помним, Бог многих Своих святых сподобил творить чудеса.

Подобное существование человека с Богом невозможно без Церкви Божией, которую Бог собрал для спасения, для подлинной духовной жизни. Не бывает христианина без христианской Церкви, также на деле не бывает и невоцерковленных христиан. «Кто не возьмет креста своего и не последует вслед Мне — есть человек недостойный Меня» (Мф 10:38, не дословно) и «Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь перед Отцом Моим» (Мк 8:38, не дословно). Не бывает обожения без Самого Христа, давшего для соединения с Ним вкушать Его Плоть и Кровь, не бывает обожения без созидания в себе Христова учения, Его Истины и света стезям нашим. А Бог Сам по Себе — Истина, та Правда, Которую порой ищет внутри себя человек.
Так зачем спасаться, если все есть?
В самом деле, когда человека окружает множество удобств, и среди них думаешь о Боге все меньше. На самом деле — это так кажется, ведь материальное не только имеет свойство портиться, но еще и утрачиваться. Это те богатства, которые поедает моль и крадут воры (Мф 6:19). Вера в собственное благосостояние — это дом на песке, в то время как настоящий христоцентризм, когда жизнь строится на Церкви и вокруг Христа, — есть дом на камне. Тогда нет печали и сожаления об утраченном или ушедшем, но все воспринимается, как Божий Промысл. Если же мы гости, то все наше имущество — это, по сути, лишь данное нам Богом во временное пользование. От сего и приходит понимание, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
Когда уже принял человек смысл спасения на практику, то «имение всего» — повод к тому, чтобы прославить Щедрого Творца, но не бездействовать духовно, не покоряться серебру, потому что за бездействием духовным — смерть. «Потому что какая польза человеку, если он приобретает целый мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36–37, не дословно). Бог желает видеть Своим верным и добрым чадом каждого человека, поэтому стоит отбросить предрассудки и фантазии и начать делать первые шаги к спасению.
| Автор(ы): | Чтец Даниил Андрюков |
|---|---|
| Медиа: | rpsc.ru На фото вверху: Епископ Ярославско-Костромской Викентий (Новожилов) в Суздале. Случайная встреча с прохожими |

