Вновь обретенное сокровище

Старообрядческая культура, наиболее самобытное направление отечественной культуры основывается на придворных традициях Московского царства и домашних традициях русского народа. Соединение этих двух начал, высокого и низкого, породило удивительное явление – культуру староверия, древлего православия.

Она самобытна во всем: от «вяканья» писаний протопопа Аввакума до изысканной сложности певческих рукописей Гуслицы. Она всеобъемлюща и включает в себя все, что составляло духовную жизнь наших предков: от икон и книг конца XVII века до фотографий прославленных начетчиков и новомодных граммофонных пластинок начала ХХ столетия.

Одним из важнейших центров старообрядческой культуры была знаменитая беспоповская Выговская пустынь. Основанная в Поморье в конце XVII века, она до середины XIX столетия являлась плавильным котлом, в котором соединялись византийская церковная культура, народные традиции Русского Севера и современная светская культура, например, стили барокко и рококо.

С Поморьем связаны имена выдающихся староверческих писателей и книжников. Их трудами в Выговской пустыни была собрана значительная библиотека, было организовано переписывание книг, по размаху не уступавшее работе крупной типографии.

На Выгу возникла своя литературная школа, не только продолжившая старомосковские традиции, но и освоившая традиции русского барокко конца XVII – начала XVIII веков. Велеречивый Семен Денисов – наиболее яркий представитель этой школы. Написанные им жития старообрядческих мучеников «Виноград российский» и «История об отцах и страдальцах соловецких» продолжают традиции православной агиографии – писания житий святых.

На Выгу был создан уникальный памятник агиографии – Четии Минеи, обширное собрание житий святых, изложенных в месячном порядке. Оно возродило литературную традицию, заложенную на Руси в XVI веке Великими Четиями Минеями митрополита Макария и восходящую к Византии, к Минее (Минологию) императора Василия Болгаробойцы Х столетия.

Название новой книги доктора филологических наук Елены Михайловны Юхименко «Выговские Четии Минеи: последний агиографический свод древнерусской традиции» (СПб., 2025) говорит само за себя. Почти сто лет этот памятник отечественной культуры считался утерянным. Предполагалось, что из двенадцати томов 1711-1715 годов сохранились только три – за сентябрь и июнь (хранятся в Библиотеке Академии наук), за январь (в Российской государственной библиотеке).

Но в 2007 году Государственным историческим музеем были приобретены шесть рукописей XVIII века – тома за октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, апрель и июль. Кроме того, как установила Е.М. Юхименко, в списках 1830-х годов сохранились тома за сентябрь и май (хранятся в частных собраниях), за октябрь (в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

После разорения Выговской пустыни в середине XIX столетия одиннадцать томов Четиих Миней (том за март был утерян) оказались у беспоповцев города Череповца. В 1864 году их купил за четыреста рублей серебром беспоповец Филипповского согласия Андрей Михайлов и перевез в Москву. По дороге пропала одна книга – том за май.

Оставшиеся десять книг Михайлов пожертвовал на знаменитый Братский двор в Дурном переулке (ныне Товарищеский переулок) на Таганке – духовный центр филипповцев. Оттуда была украдена еще одна книга – том за январь. После этого настоятельница Братского двора инокиня Парасковия (Пелагея Кокушкина) перенесла уцелевшие девять книг в свою келью для лучшего сбережения.

Там в 1914 году рукописи видел исследователь древнерусской письменности Елпидифор Барсов. Он изучил книги и посвятил им статью «Четии Минеи братьев Денисовых», увидевшую свет в 1917 году.

После этого рукописи считались утерянными. В ХХ веке они разделили печальную или, как сказал бы Семен Денисов, многоплачевную судьбу старообрядчества. В 1933 году советская власть закрыла Братский двор. Некоторое время филипповцы молились в Никольской часовне на Преображенском кладбище. А в 1989 году община прекратила существование.

В начале 1990-х годов из Москвы в Каргополь переехали последние филипповцы. Вместе с ними переехали оставшиеся шесть томов Четиих Миней. В Каргополе ценнейшие рукописи у инока Гавриила (Михаила Орловского) приобрел Государственный исторический музей.

Человек XXI века пожмет плечами и спросит: «Все это замечательно, но какое нам дело до книг трехсотлетней давности?»

Ответ прост. Во-первых, Выговские Четии Минеи – это утраченный и вновь обретенный важнейший памятник не только старообрядческой, но и общерусской культуры. Во-вторых, это немой укор нам, нынешним староверам.

В начале XVIII столетия насельники Выговской пустыни, преследуемые светскими и духовными властями, совершили настоящий подвиг – составили обширное собрание житий святых. Мы же, христиане, живущие в относительно благополучные времена, оказались неспособны ни к какой созидательной деятельности.

Мы восхищаемся трудами предков. Но что мы оставим потомкам? Современность призывает старообрядческих писателей, новых братьев Денисовых к новым подвигам.


Автор(ы):Дмитрий Урушев

Читайте также

похожие записи на сайте