
«Старообрядческая книжность: описание коллекций и изучение рукописного и печатного наследия» — так называлась международная научно-практическая конференция, которая прошла в Москве, в Российской государственной библиотеке, 19-20 февраля 2025 года и была организована научно-исследовательским отделом редких книг (Музеем книги) РГБ. Основной причиной для проведения нерегулярной конференции по узконаправленной теме стало издание отделом редких книг РГБ новой и редкой, извините за тавтологию, книги под названием: «Каталог старообрядческих гектографированных изданий старообрядцев». Редкой эту книгу сразу можно назвать не только потому, что ее тираж всего 300 экземпляров, а по той причине, что несколько десятков участников конференции ее сразу и приобрели, и не по одной штуке. Но обо всем по порядку.
Такие научно-практические конференции, как эта, — редкость даже в Москве. Именно поэтому к ней оказалось приковано внимание не только большинства профильных ученых из России и Республики Беларусь, но и людей, занимающихся темой старообрядчества, что называется, по зову сердца. Был выбран очень правильный регламент выступлений: 20 минут на доклад. Таким образом, за два дня в стенах конференц-зала Российской государственной библиотеки было заслушано 30 докладчиков. То есть такая, прямо скажем, не глобальная тема, как описание коллекций в разрезе рукописного и печатного наследия старообрядцев, была не просто рассмотрена со всех сторон, но и заиграла, благодаря этой конференции, новыми гранями.

Разумеется, формат репортажа не позволяет не только описать все 30 докладов, но даже их просто перечислить. Все интересующиеся могут получить эту информацию на сайте РГБ. Попробуем коротко рассказать о том, что показалось наиболее интересным. Любопытно, кстати, что собственно гектографированным изданиям старообрядцев, издание каталога которых и послужило поводом для проведения конференции, было посвящено буквально один-два доклада.
Для тех, кто не знает или не помнит, поясним: гектограф – это такой старинный «ксерокс», копировальный аппарат, изобретенный еще в доэлектрическую эпоху, в 1869 году. Основное вещество для процесса копирования – желатин. Когда гектограф изобрели, для старообрядцев, которые в России еще не были разрешены, это оказался кладезь для тиражирования всего подряд: от правильного «Символа Веры» до рисованных лубков. Компактный (можно быстро и надежно спрятать), неприхотливый в настройке и обслуживании (что важно при перепрятывании), очень быстрый, скорострельный (оперативная печать, как сейчас) – вот что такое гектограф.
Единственный момент: тираж с одного оригинала из-за технологических особенностей не мог превышать 100 экземпляров. Зато в процессе копирования в оригинал можно было вносить изменения! Представьте, какие это открыло возможности для старообрядцев-книжников, как правило – перфекционистов, исправляющих все до последней запятой и до бесконечности. И какой простор теперь для деятельности современных ученых, увлекшихся этой темой! Например, обнаружить различные оттиски из одного гектографического тиража. Найти между ними десять и более отличий. Установить их причины. Идентифицировать место подпольной мини-типографии и, скажем, дату гектографирования. Аж дух захватывает от азарта ученого поиска. Это бездны, бездны! Такие же бездонные, как и бесконечный спор об атрибутировании изданий старообрядческих типографий. Но мы отвлеклись.
Все же основной темой конференции, к счастью, были не гектографы, а старообрядческая книжность в целом. Не лишним будет перечислить регионы, откуда докладчики приехали на эту конференцию, либо выступали дистанционно. По идее, это должно показать нам, где сейчас территориально располагаются основные научные центры изучения рукописного и печатного наследия старообрядцев. Закономерно, что центры эти должны практически совпадать с историческими старообрядческими духовными центрами либо местами компактного проживания большого количества старообрядцев. Попробуем сделать условный рейтинг регионов в разрезе этой конференции.
Разумеется, Москва – это примерно треть докладчиков, и хорошо, что не больше. На втором месте, что интересно, Екатеринбург – целых 4 докладчика. Было два докладчика из такого коренного старообрядческого города, как Боровск. Кроме этого, представители научных кругов Боровска находились в зале. Почему такой акцент на Боровске – спросите вы? Для справки: в этом старинном русском городе сейчас проживает всего около 12 тысяч человек. Если идти дальше на юго-запад, следуя исторической миграции старообрядцев, то один доклад был из Брянска (Марина Кочергина про старообрядцев Стародубья) и из Минска (Галина Киреева про местные старообрядческие книжные собрания с упором, разумеется, на Ветку). Не лишним будет добавить, что доклад московского ученого-археографа Елены Воронцовой был посвящен Клинцовскому книжному собранию: город Клинцы на середине пути из Брянска в Беларусь.

Поволжье, в густых лесах которого исторически расселялись старообрядцы, было представлено докладчиками из Твери, Саратова, Нижнего Новгорода. Сибирь – учеными из Новосибирска и Томска (два доклада). Географически в Сибири находится и Бурятия, но этот регион – отдельная тема с точки зрения истории старообрядчества. К слову, Светлана Бураева из столицы Бурятии Улан-Удэ сделала на конференции очень интересный доклад: «Старообрядческие библиотеки Бурятии: реалии XXI века». Тема Семейских старообрядцев из Бурятии привлекает внимание всегда. Бескрайний российский север был представлен лишь одним выступлением из Архангельска, хотя, казалось бы, и Пальмира наша – она же Северная. И спрашивается, где она в данном случае? Просто констатируем, что география докладчиков конференции далеко не покрыла основные традиционные регионы расселения и проживания старообрядцев в России, но этот вопрос, наверное, стоит отнести больше к внутренней кухне организаторов данного мероприятия. Вернемся к докладам.
Поскольку про все не расскажешь, сделаем акцент на самых, с нашей точки зрения, интересных и неординарных. Кандидат исторических наук из Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) Анна Михеева подготовила для конференции замечательный доклад-презентацию: «Певческие книги на крюках в собрании уральской старообрядческой часовни».
Если коротко, община уральских старообрядцев часовенного согласия обратилась через своего уставщика непосредственно к Анне Михеевой, как признанному специалисту по певческим рукописям староверов, с просьбой сделать реестр их уникальных книг, которые собраны в общине. Работа была проделана скрупулезная. Всего в реестр попало 83 печатных и рукописных источника, самые ранние из которых датируются XVII веком. Из них значительная часть – это конволюты, то есть сборники, составленные из различных изданий или рукописей и переплетённые в единый том.

Свою историю община часовенных старообрядцев ведет от Сунгульского женского скита, что на Южном Урале, разоренного после революции в 20-е годы XX века. Основной хранительницей рукописей была известная в старообрядчестве Зинаида Моисеевна Шаронова, скончавшаяся в 2005 году. Основной интригой доклада Анны Михеевой стало то, что местоположение часовенной старообрядческой общины не было раскрыто по просьбе самих часовенных, традиционно ведущих замкнутый образ жизни. Поэтому адрес общины был обозначен просто как – Урал.
Побывав на Урале, переместимся чуть на запад, в Верхокамье. «Книжное собрание наставницы верхокамского поморского собора Евдокии Александровны Чадовой», — так назывался доклад руководителя межкафедральной археографической лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова Натальи Литвиной. Для тех, кто не в курсе, Евдокия Чадова – признанный духовный авторитет Верхокамья, которая скончалась в прошлом году в возрасте 92 лет. Всю жизнь она, как магнит, притягивала к себе древние, уникальные, преимущественно дораскольные церковные книги.
На самом деле, как стало ясно на середине доклада Натальи Литвиной, это как раз наглядный пример того, как древние книги хранить не нужно. Став обладательницей не просто библиотеки редких книг, а огромного корпуса соборных книг Верхнекамья, Евдокия Чадова, царствие ей небесное, всем археографическим экспедициям, которые зачастили к ней с 80-х годов XX века, говорила примерно одно и то же: «Сколько эти книги пережили сугоненьнё: и в снегу, и под крышами, где только хранили эти книги нашинския предки. А после нас не знаю, кому достанутся. Я из рук не отдаю». И не отдавала! При этом очень боялась пожара. Который закономерно и случился в 2000 году. Дом Евдокии Чадовой сгорел дотла вместе с уникальной библиотекой. Выжили только три книги, подаренные Евдокией до пожара своему крестнику, известному поморцу-книжнику Алексею Безгодову. Да одну она на руках вынесла из пожара. Вот, собственно, и всё…

По мнению Натальи Литвиной, Евдокия Чадова обладала удивительным даром аккумулировать вокруг себя древние книги. Поэтому в трех домах, в которых она проживала, фактически скитаясь, как бездомная, после пожара, теперь остались сравнимые по ценности собрания старинных церковных книг. Хранятся они также, как и при ее жизни, в сундуках, многие завернуты в рубашки-«наволоки». Родственники Евдокии, которые теперь стали владельцами этих сокровищ, также, как и она, «из рук не отдают». Боятся ли они также пожара? Бог весть…

В продолжение темы важности археографических экспедиций прозвучал доклад кандидата философских наук, доцента Елены Воронцовой, коллеги Натальи Литвиной по Археографической лаборатории МГУ: «Клинцовское книжное собрание: предварительные наблюдения». Сразу стоит оговориться, что речь идет про коллекцию книг церковной общины, сохраненную иереем Михаилом Смирновым, настоятелем Преображенского старообрядческого храма РПСЦ в г. Клинцы Брянской области.
Коллекция была исследована Еленой Воронцовой вместе с Натальей Литвиной недавно – в ноябре 2024 года. К мобильной группе археографов присоединились книжники из приднестровского города Бендеры – отец Андрей и матушка Ксения Костромины. У себя на родине они активно развивают духовно-научный центр «Древнерусская книжница».

Если говорить языком цифр, то исследователям-энтузиастам в Клинцах удалось обследовать и описать 257 книг. Из них рукописных экземпляров – 44. Книг Московского печатного двора XVII века – 4. Изданий XVIII века – 18. Среди изданий конца XVIII – начала XIX в. есть книги, изданные в Клинцовских старообрядческих типографиях. Старообрядческих изданий XIX-XX в. – 81. Единоверческих изданий – 102. Синодальных – 8. Гектографических изданий – 2. Стеклографических – 1. Вот такой результат всего за три дня кропотливой работы.
Обращает на себя внимание большое количество рукописных изданий. Также ученые в первую очередь обращались к книгам, изданным непосредственно в Клинцах, с особым упором на исследование книжных переплетов. Отдельный фокус был сделан на документальном фиксировании экслибрисов и печатей на старых книгах. Очень интересны печати и штампы старообрядческого священника Феодора Кузьмича Разуваева, который впоследствии стал известным епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом, а также его печати на книгах – уже как епископа Флавиана.

Очень интересный доклад сделала кандидат исторических наук, доцент «Брянского института управления и бизнеса» Марина Кочергина: «Старообрядцы Стародубья – собиратели и хранители древнерусской книжности (XVIII – первая треть XXI века)». С точки зрения истории старообрядчества, Клинцы, про которые рассказывала Елена Воронцова, — это один из духовных центров Стародубья, большого, мощного старообрядческого региона. Достаточно сказать, что на территории Стародубья были в свое время обнаружены такие библиографические артефакты, как «Апостолы» Ивана Федорова 1564 г. (Москва) и 1574 г. (Львов), «Евангелия» разных типографий 1575 г. и 1580 г. По мнению ряда ученых, Стародубье – еще более ранний, чем Ветка, центр русского старообрядчества. Территориально Стародубье сейчас – это пограничные территории России, Украины и Белоруссии. Докладчик с горечью говорила о замалчивании роли старообрядческой книжной традиции Стародубья и настоятельно рекомендовала объединять Стародубье с Веткой с научной точки зрения, вводя в оборот понятие Ветковско-Стародубского старообрядчества. Очевидно, что это отдельная тема для неспешных дискуссий, и в первую очередь – на научных площадках.

Очень хорошо, что такого рода мероприятия, как конференция по старообрядческой книжности РГБ, не просто фиксируют результаты текущих научных изысканий, но и формулируют большой круг вопросов, обсуждение и ученые споры по которым необходимы не только с точки зрения науки, но и для целей лучшего понимания истории нашей Родины в целом, а значит, и более объективного взгляда на историческое и культурное наследие, наши русские истоки и корни.
| Автор(ы): | Димитрий Ивлиев |
|---|

