Первый храм в Смоленске и… шоколад

Военный штурман, преподаватель, археолог и производитель ремесленного шоколада. «Старообрядцы» пообщались с Романом Аношкиным, председателем общины в Смоленске, который поставляет в лавку Рогожской общины в Москве свой постный шоколад. Его продажи помогут общине весной приступить к закладке храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Его построят по образцу древнейшего сохранившегося деревянного храма.

– Как так получилось, что смоляне стали изготавливать «Рогожский шоколад»?

– Шоколад-то я делаю давненько, года с 2020-го. В основном продаю его в Смоленске, в сувенирных лавках, гостиницах, кафешках. Давно знаю Данилу Добыша (председателя Рогожской общины), много раз пересекались на ярмарках. Я работаю в археологическом музее, и мы тоже организуем фестивали и ярмарки. Данила предложил продавать шоколад в лавке Рогожской общины для туристов под маркой Рогожского. Мы нашли дизайнера, которая переделала упаковку. Вообще это очень распространено сегодня. Крупные торговые сети заказывают продукцию в разных местах, придумывают свою торговую марку и продают. 

– А как вообще пришла в голову мысль делать свой шоколад? Постились и захотелось вкусненького?

– Я много чем пытался заниматься, даже хлеб выпекал. Такой шоколад я попробовал на Сицилии, когда был там в отпуске. Он совсем другой в отличие от привычного нам. Сицилия в средние века была провинцией Испании, и конкистадоры завезли туда из Южной Америки шоколад. Майя и ацтеки употребляли его в жидком виде, а на Сицилии как раз додумались делать шоколад в виде плитки. Там много маленьких мануфактур, которые изготавливают вручную шоколад небольшими партиями, но не так как сегодня на кондитерских фабриках. Почему современный шоколад такой шелковистый? Его до нескольких суток перетирают при высоких температурах и добиваются, что все ингредиенты до микронного состояния измельчаются и перемешиваются. Поэтому он тает во рту. 

Мы же при низкой температуре перетираем какао-бобы, добавляем тростниковый сахар, специи или морскую соль. Получается натуральный продукт, строго постный, поскольку мы не добавляем какао-масло. Я долго экспериментировал с производством – на Сицилии хоть и проводят мастер-классы, но секретов не раскрывают. А есть очень много хитростей выдерживания определенных температур при изготовлении. В итоге добился, что он по вкусу стал один в один.

– Где закупаете сырьё для производства шоколада?

– Сырьё – это какао-бобы или тёртое какао, которые приходят из Латинской Америки: Колумбии и  Эквадора. Конечно, не напрямую заказываем, а покупаем через посредников. Это какао очень хорошего качества, премиум.

– Получается ли с помощью шоколада зарабатывать на строительство храма?

– У нас пока нет полноценного храма. За три года мы построили дом, в котором размещена полностью оборудованная моленная с походным алтарём. Всё это надо содержать, я десятину вкладываю. Хотя шоколад не приносит шибко большой доход. Со временем мы планируем с Божией помощью построить полноценный храм. Если Бог даст, то весной начнём.

– Очень рад, что весной уже собираетесь делать закладку храма. Нашли крупного благотворителя?

– Нет, не нашли. Давно наш владыка Евфимий призывал нас строить храм, но его нельзя было строить без разрешения. Вообще мы купили только участок за свои деньги, расчистили, а дальше строились без копейки денег, на пожертвования. Отец Андрей сказал: «Давайте помолимся Смоленской иконе Богородицы сорок канонов». Помолились – раз появился кто-то, перечислил крупную сумму. Прям чудеса! И так мы смогли за три года построить большой дом с храмом, трапезной, комнатой настоятеля и двумя гостевыми.

Так что, думаю, в деле строительства храма – главное начать. Мы сейчас дорабатываем проект храма. Сначала поставим поклонный крест, потом будем просить пожертвования и начнём строить.

– Какой храм вы взяли за образец?

– Деревянный древнерусский храм. Есть в России самая древняя сохранившаяся деревянная церковь – Ризоположения из села Бородава 1485 года, которую перенесли в Кирилло-Белозерский монастырь. Её взяли за основу, только переработали. В ней будет один придел и гульбище.

– Храм освятите в честь Смоленской иконы Богородицы?

– Да. Наша община под её покровительством. Пока думаем, кому посвятим придел. 

– Как появилась община в Смоленске?

– С благословения митрополита Корнилия. Смоленских христиан окормлял раньше о. Аркадий Кутузов, который служил в Сычёвке. Верующие ездили на службы то в Сычёвку, то в Москву. С помощью о. Аркадия в 2007 году зарегистрировали общину, её возглавляла сначала Наталия Илларьевна Иванова, ей уже 85 лет. Но со временем ей стало трудно ездить по ведомствам, сдавать отчёты. Поэтому меня попросили стать председателем. А о. Андрей Андреев стал нашим настоятелем. Сначала год собирались на службы в однокомнатной квартире, пытаясь получить землю от городских властей. Понимания у них не встретили и решили покупать участок и строиться.


Автор(ы):Игорь Ермаченков
Медиа:Роман Аношкин

Читайте также

похожие записи на сайте