«Старообрядецъ» в гостях у «Старообрядцев». Собиратель осколков Святой Руси

Старообрядческие согласия и толки полны непреодолимых противоречий, углубившихся от времени и разобщённости. Но в то же время пёстрый и глубокий старообрядческий мир имеет одни корни и схожие взгляды. Мы, по образному выражению покойного о. Леонтия Пименова, являемся «осколками Древней Руси» – разбилось духовное зерцало и разлетелись осколки от Америки до Австралии, и от Турции до Белого моря. Как их собрать? Слава Богу, есть подвижники, учёные, для которых погласица, которую помнит последняя старица умирающей глухой деревни – настоящее сокровище, открытие, требующее тщательной записи и занесения в книгу. Для будущих поколений, жаждущих возрождения Святой Руси.

Газета «Старообрядецъ» является единственным в России печатным изданием, издающимся для староверов всех согласий. В нем печатаются материалы, интересные всем древлеправославным христианам, при этом отдельные страницы посвящены событиям, происходящим в различных старообрядческих согласиях (РПСЦ, ДПЦ, РДЦ и, периодически, в федосеевском, спасовом, часовенном). Издается в Нижнем Новгороде, но распространяется по многим подписчикам и отдельным общинам, от Владивостока до Петербурга. Учредителем и главным редактором издания является журналист и историк Сергей Рудаков, который нашёл время для беседы «Старообрядца» со «Старообрядцами».

Уже почти три десятка лет издаете печатную газету. Почему решили издавать общестарообрядческую газету и с какими сложностями сталкиваетесь в век электронных СМИ?

– По профессии я журналист, по образованию историк, поэтому закономерно, что моё желание что-то делать для пользы старообрядчества трансформировалось в газету, в которой определённое место занимают исторические материалы по истории староверия. Что касается её общестарообрядческого характера, что же я должен был сделать? Выбрать одно из согласий и делать газету только для него? Но это значительно обеднило бы содержание издания, сузило круг читателей и никак не способствовало бы сближению старообрядцев различных согласий, преодолению между ними недоверия.

Газета «Старообрядецъ» появилась на свет в 1995 году, когда в России тиражи печатных изданий насчитывали сотни тысяч экземпляров, а электронных СМИ практически не было. Сейчас потребитель новостей и аналитики полностью ушёл в интернет. Но читатель нашей газеты за эти тридцать лет мало изменился. Это старообрядцы различных согласий, сохранивших верность древлему благочестию не только в делах веры, но и (в большей или меньшей степени) в быту. Они не проводят столько времени в интернете, сколько многие наши современники, они читают молитвы не по смартфону, а по старопечатным книгам, они не забыли запаха старых книг и, как признавался мне один вполне успешный банкир (и не он один), любят шуршать страницами печатных СМИ.

Удивительно, но до сих пор практически нет общестарообрядческого новостного или иного сайта. «Самарское староверие» чрезвычайно редко обновляет свои страницы, а к сайту «Русская вера» наблюдается крайне предвзятое отношение (заслуженное или нет – это мы здесь не обсуждаем) со стороны большинства старообрядческой общественности. Поэтому ниша издания для всех староверов (печатного или электронного) вот уже почти три десятилетия занята только нами.  

Разумеется, чтобы донести до читателя всю палитру происходящих в старообрядческом мире событий, нам приходится перепечатывать заметки и статьи из интернета, но упор мы стараемся делать на эксклюзивных или малодоступных материалах.  

Современные старообрядческие сайты, как показывает опыт, пользуются спросом не столько у старообрядцев (за исключением старообрядческой элиты — духовных лидеров, попечителей, председателей общин и т.п.), сколько у «внешних», интересующихся старой верой. Современному человеку, если он хочет что-то узнать о старообрядчестве, гораздо проще и привычнее зайти в интернет, чем искать и читать соответствующую литературу, особенно духовную.

– Возможна ли самоокупаемость старообрядческой газеты сегодня?

– Расходы на печать и редакционные расходы (не говоря уже о выплатах) никогда не смогли бы возместиться доходами с продажи печатного издания. О размещении современной рекламы и речи не могло быть. Поэтому разумный выход был один – распространять издание бесплатно. Все эти годы газета издается на пожертвования наших читателей и немногочисленных благотворителей, за что им земной поклон и Спаси Христос!

– Появились ли новые духовные вызовы перед старообрядцами в XXI веке?

– Духовные вызовы появлялись перед последователями Христа с первых веков существования христианских общин. Христианам приходилось в постоянно изменяющемся мире постоянно находить верные ответы на эти изменения. И я не думаю, что вызовы этого века чем-то принципиально отличаются от вызовов прошлого, ведь враг христианства – все тот же.

– В последние годы власти много делают для объединения старообрядцев. Проводятся форумы, мероприятия, создан фонд. Насколько успешна эта деятельность?

– «Дело объединения старообрядцев – дело рук самих старообрядцев!» Этот лозунг должен бы висеть на любом межстаробрядческом форуме. Разумеется, речь идет об объединении сил (творческих, организационных, финансовых) для осуществления различных общестарообрядческих проектов в сфере благотворительности, издательской, образовательной, культурной областях. Власти действительно оказывают поддержку этому процессу, но, к счастью для нас, не форсируя и не оказывая давления, что могло бы вызвать отторжение в старообрядческой среде. 

Фонд и форумы – дело хорошее, но результат будет только тогда, когда не два десятка старообрядцев будут по-настоящему заинтересованы в этом движении (разумеется, речь не о финансовым интересе), а хотя бы добрая половина старообрядческой элиты, общественности.

– Возможно ли преодоление раздоров в старообрядческой среде, хотя бы между поповцами? Или между безпоповцами? Или это произойдёт естественным образом после ухода поколения, для которого различия были принципиальны, как это случилось с окружниками и неокружниками?

– Различия между согласиями сформировались не одно столетие назад, и смена поколений ничего не решает. Мы никогда не ставили перед нашим изданием цели соединить согласия в одну Церковь. Каждое старообрядческое общество для нас ценно своей духовной культурой, своей самобытной историей.

Но контакты между старообрядцами различных согласий неизбежны, возможны и необходимы. В старом интервью сайту «Самарское староверие» я цитировал друга нашей редакции, ныне, к сожалению, ушедшего от нас о. Леонтия Пименова, называвшего староверов всех упований «осколками Древней Руси», имеющим одни корни, схожие взгляды на мироустроение, одинаковый менталитет, сформировавшийся в одних и тех же условиях непрестанных гонений. Мы вместе должны заботиться о сохранении нашего общего исторического и культурного наследия, защищать свою самобытность и достоинство от попыток нивелировки и чрезмерного контроля со стороны властей, от притязаний Московского патриархата. И совершенно необходимо сотрудничество в просветительской, воспитательной, издательской и прочих сферах деятельности. В случае необходимости мы имеем возможность что-то требовать от властей – и не от одной какой-либо общины или даже согласия, а от имени всего старообрядческого сообщества России.

Разумеется, здесь и речи быть не может о каком-либо организационном объединении согласий, молитвенном общении и т. п. Речь идет именно об объединении усилий для достижения конкретных тактических целей, подобно дореволюционному объединению старообрядцев различных губерний в Политический союз старообрядцев всех согласий, в которых активную роль играли и священники и миряне. Эти союзы пытались через выборы в Думу и в Учредительное собрание повлиять на политику государства. В них участвовала элита тогдашнего старообрядческого общества, его лучшие представители.

– Расскажите о своей работе историка. Какие исторические исследования ведете в настоящее время? Какие открытия считаете своим главным достижением?

– Темы моих исследований – история того или иного конкретного согласия, споры между и внутри согласий, локальные особенности общестарообрядческой культуры, в первую очередь, на Нижегородчине, где существовали (и отчасти существуют до сего дня) интереснейшие очаги бытования духовной культуры самых разных согласий – от глухой и строгой нетовщины до федосеевцев и филлиповцев. История этих локальных центров, их духовная жизнь вызывает интерес у всех историков и культурологов. К сожалению, за последние двадцать лет безвозвратно ушли многие традиции, знания устава, обычаев, пения, огромные пласты нашей духовной культуры.

– Можно ли привести примеры таких утрат обычаев, традиций, пения? Что удалось историкам сохранить? И пытаетесь ли это возродить, предложить каким-то общинам для использования?

– Таких примеров десятки только в Нижегородской области. Лет двадцать назад в любой старообрядческой деревне были десятки бабушек, прекрасно знавших, например, когда можно или нельзя молиться за упокой. Что, например, на Святках «за старого покойника только поклоном молятся и в своей келье». Что 9-й день, 40-й день, первая година  переносятся, если попадают на воскресенье, или на праздник, или на Пасху, или на Святки. Разумеется, и сейчас многие знают правила. Но в большинстве это священники, наставники, уставщики и т.д. Современные прихожане, не обладая подобными знаниями, всецело полагаются на духовных лиц. Да и не осталось уже в тех деревнях бабушек, их дома давно уже скуплены под дачи.

Традиции церковного пения хранились раньше на местах куда строже, почти в каждой округе был свой своеобразный напев, даже в рамках одного согласия. Где-то пели быстрее, где-то протяжнее, были даже свои певческие школы. Сейчас процесс унификации церковного пения затронул не только поповские согласия,но и внедрился и у безпоповцев, просто в связи с уходом из жизни певцов, знатоков древних попевок. Ныне далеко не в каждом нижегородском безпоповском приходе умеют петь по гласам, знают пение «на распев», и «подобны». Все чаще поют на «восьмой» глас…

Историки и филологи, посещавшие нижегородские старообрядческие общины в 1980-х и 1990-х годах, зафиксировали многие локальные обычаи и традиции, но весь их труд хранится в научных хранилищах и совсем не востребован современными старообрядцами, в виду малодоступности и отсутствия у старообрядческой молодежи возможности получить, а тем более внедрить в своих приходах эти знания.  

– Может быть помочь молодёжи найти эти осколки Святой Руси?

– Вот именно в этом благом деле сохранения духовного богатства старообрядчества и могли бы сыграть весомую роль общестарообрядческие организации, такие как форумы, фонд, общественные структуры. Именно на это, а не только на строительство храмов (дело, без сомнения, также нужное) и должны тратиться средства, выделяемые государством. Только совместными усилиями актива различных согласий может быть выработан тот путь, который приведет к развитию старообрядчества. А для этого необходимо создать настоящую, не липовую, общественную структуру, о которой мы со страниц нашего издания говорим уже второе десятилетие.

Спаси Христос за ответы, а главное – за важнейшие труды!


Автор(ы):Игорь Ермаченков
Медиа:Сергей Рудаков

Читайте также

похожие записи на сайте