
В конце мая мужской старообрядческий хор «Параклит» совершил путешествие на Русский Север с целью посетить православные храмы и монастыри, в которых некогда была сильная певческая традиция знаменного богослужебного пения, а в некоторых сохранилась и до сих пор. Речь идет о Соловецкой и Валаамской обителях.
Следует отметить, что мужской хор «Параклит» уже во второй раз принял приглашение валаамской братии, которая широко практикует на своих богослужениях знаменный распев. Очень занимательная поездка на Валаам состоялась у певческого коллектива ещё в ноябре 2022 г., когда во Владимирском скиту были представлены различные распевы дореформенной певческой богослужебной практики и образцы уникальной старообрядческой напевки, что вызвало большой интерес у очень широкой аудитории.
Этой весной, по благословению наместника валаамского монастыря, в том же храме состоялось второе выступление мужского хора «Параклит». В этот раз программа была еще интереснее и насыщеннее ноябрьской, а собор был наполнен до отказа. В этом можно будет убедиться в ближайшее время, когда на канале Валаамского монастыря выйдет видеоконцерт, профессионально смонтированный монастырской братией. В первом отделении прозвучали пасхальные и триодные песнопения различных распевов, во втором — стихеры русским святым, в том числе отцам-основателям этой монашеской обители — преп. Сергию и Герману, а также подвизавшемуся 14 лет в одной из валаамских пещер — преп. Александру Свирскому.

С горячей благодарностью к слушателям и с большой надеждой на дальнейшее сотрудничество по вопросам возрождения общественного интереса к знаменному пению, мужской хор «Параклит» распрощался с гостеприимными и радушными насельниками Валаама и направился к Белому морю. Путь лежал прямиком в Соловецкий монастырь, в котором по приглашению и благословению игумена Порфирия (Шутова) они должны были справиться с довольно сложной задачей: всего за час представить братии и паломникам срез богатой, уникальной древнерусской и старообрядческой певческой культуры.
Насколько коллективу это удалось — можно судить по восторженным отзывам слушателей, завороженных необыкновенной красотой древнерусского пения. Сколь важным местом поклонения и паломничества для всех старообрядцев являются Соловки вообще и события 1676 г. в частности — об этом можно говорить долго. Мы же хотим сделать акцент на огромной роли, которую сыграла Соловецкая обитель в деле становления, развития и сохранения культурно-певческого наследия дореформенной богослужебной практики Руси.
В XVI-XVII вв. на Соловках существовал настолько обширный и передовой для своего времени культурно-певческий центр, что, как свидетельствуют многочисленные пометки типа «соловецкой розвод», «соловецкое знамя», «соловецкой путь» на полях дошедших до наших дней рукописей из богатой библиотеки монастыря, в распоряжении обители были очень талантливые мастера-распевщики. Их компетенции хватало для собственных, довольно смелых и оригинальных редакций самых известных и распространенных в общерусской богослужебной знаменной практике песнопений.
Одно из них — задостойник Вознесению Господню — мужской хор «Параклит» исполнил в главном монастырском соборе — Спасо-Преображенском. «Акустика этого храма, мягко говоря, потрясающая. Здесь хочется петь еще и еще», — делится с нами один из членов мужского хора «Параклит». А как поразительна сама мысль о том, что наверняка именно это песнопение (с пометкой «соловецкой путь») звучало в этом самом месте около 400 лет назад.
Более того, впервые с момента падения монастыря (1676 г.) на Соловках зазвучало знаменное пение в исполнении старообрядческого хора в таком официальном формате. Это, без преувеличения, беспрецендентное историческое событие. Также, не менее уникальным песнопением стал осьмогласник преп. Зосиме и Савватию соловецким, с которым, надеемся, широкий слушатель сможет ознакомиться в ближайшее время.
С песнопениями хора можно познакомится в Телеграме или ВКонтакте
| Медиа: | На фото вверху: Соловецкий монастырь и хор "Параклит" |
|---|

