О чем способна рассказать старая фотография

Ровно сто лет назад…

На этом групповом снимке – калужское духовенство, старообрядцы. В центре епископ Савва (Ананьев) Калужский и Смоленский. Его, а также священника Маркела Кузнецова, который стоит слева, узнать нетрудно. Кто же другие?

Удалось установить, что второй слева – старообрядец из Камельгино Семен Козлов; здесь он в обычной одежде; в сан священника он был рукоположен к храму Всех Святых в Боровске в феврале 1924 года. Известна другая фотография, где он сидит вместе с отцом Маркелом у столика. Вероятно, перед нами снимок 1923 года. Интересно, что именно в этом году о. Маркел Кузнецов был возведен в достоинство протоиерея. Это было в мае. Напрашивается вывод: снимок сделан по случаю этого торжества. Что еще могло собрать всех этих людей вместе?

Итак, слева направо: неизвестный мальчик, Семен Козлов, инок Паисий, который жил при Никольском старообрядческом храме в Калуге, служил в нем, исполнял обязанности сторожа, протоиерей Маркел (он здесь с наперстным крестом), неизвестный, епископ Савва, неизвестный… Остановимся. В 1922-м к Никольскому храму в Калуге был рукоположен диакон Григорий Федорович Пичугин. Он и жил при храме. В архиве Митрополии Московской и всея Руси РПсЦ сохранилась его анкета, где он указывает свой адрес (проспект Трудового Крестьянства 117, это Никольский храм), и возраст. Он родился в 1897-м. Если снимок 1923 года, то ему 25 лет. По возрасту, по молодости – этот неизвестный, скорее всего, и есть рукоположенный в сан дьякона Григорий Пичугин, высокий юноша с густой шевелюрой. Другой неизвестный нам человек всё-таки постарше 1922 год – это именно то время, когда Маркела Кузнецова поставили во священники. До этого он был дьяконом.

Далее – еще один священник.

Известно, что в Калуге, действительно, был еще один старообрядческий священник – Филарет Корнеев. Нужно предполагать, что он на снимке. Родился отец Филарет в 1858 году во Дворцах, ныне это село в Дзержинского района Калужской области. В начале 1920-х ему, таким образом, было уже более 60 лет. Он тоже был в чине протоиерея. Всё это сходится: священнику на фотоснимке можно дать около шестидесяти, и оба протоиерея – рядом с архиереем. Филарет Корнеев умер в 1924 году. Еще одно указание на то, что снимок сделан ранее.

Дальше стоит еще один священник. Это Тимофей Чванов (кстати, духовный отец Семена Козлова; следовательно, мог рекомендовать его епископу Савве для рукоположения; Филарет Карнеев в свою очередь – его духовный отец). Отец Тимофей был снят в конце 1920-х годов на другой групповой фотографии калужского старообрядческого духовенства, в свое время его удалось здесь определить точно. Эти разные снимки можно сопоставить, сравнить. Внешнее сходство лиц очевидно, даже взгляд там и там одинаков, немного исподлобья… Тимофей Чванов служил в Камельгино – большом селе рядом с упомянутыми выше Дворцами. Поскольку он не протоиерей, то стоит здесь следующим после о. Филарета.

Далее после о. Тимофея Чванова – неизвестный в кафтане и мальчик в стихаре, возможно, его сын. Мы не знаем, кто они.

В декабре 1922 благодаря волюнтаристской инициативе калужских властей (центр требовал только регистрации религиозных обществ, но не физических лиц) до нас дошли другие анкеты, заполненные тогда о. Маркелом Кузнецовым и диаконом Григорием Пичугиным. Они хранятся в Государственном архиве Калужской области. Третью анкету заполнил протоиерей Филарет Карнеев, именно из нее нам стали известны его год и место рождения, дата рукоположения (1914 год). Этот документ очень помог в поисках.

В минувшем году этому фотоснимку исполнилось ровно сто лет.

Солдат 193-то полка

На этом старом фотоснимке нетрудно узнать двух человек. Самый крайний справа – протоиерей Маркел Кузнецов. Здесь он – молодой дьякон. Дату его рукоположения в этот сан мы знаем – 1 октября 1913 года. Рядом с ним с лестовкой в руках сидит инок Паисий (Петров). Оба они есть на фотоснимке, о котором мы рассказали выше. Имена других четырех нам неизвестны.

Юноша, подпоясанный ремнем (видна металлическая пряжка), положил дьякону Маркелу на плечо руку. Этот жест может означать родство или тесную дружбу. Молодой солдат полулежит, опираясь рукой на его колени. Отец Маркел обнимает его правой рукой: на плече видна его ладонь. Это также можно интерпретировать как жест дружбы или родства. Все остальные, обратим внимание, стоят порознь, обособленно. Трудно что-то сказать о роде их занятий. Все юноши – примерно ровесники.

Что послужило поводом для снимка? Какое событие собрало вместе этих людей? Когда сделана фотография?

В 1914 году Россия вступила в войну. Историки назвали ее Великой или Первой Мировой.  18 июля (старого стиля) была объявлена всеобщая мобилизация.  Предположим, что поводом для снимка стали проводы в армию юноши-старообрядца. Итак, определяется примерная дата. Фото вряд ли сделано раньше (отец Маркел, напомним, стал дьяконом осенью 1913 года).

Компьютер позволяет увеличить снимок и рассмотреть погон, где различимы литеры 193. С вопросом о том, что они могут означать, мы обратились к главному хранителю отдела тканей и костюмов Государственного исторического музея (Москва) Тимофею Песчаненко. По его словам, судя по форме и погонам, перед нами рядовой 193-го Свияжского пехотного полка. Снимок мог быть сделан перед отправкой на фронт.

193-й Свияжский пехотный полк (его штаб) базировался в Вятке. Полк вышел на передовые позиции уже в августе 1914 года. Он принимал участие в Галицийской операции, в частности, во взятии Львова, в знаменитом Брусиловском прорыве, в сражениях в Румынии… На информационном портале «Первая мировая война. 1914–1918» (https://gwar.mil.ru) выложен архивный журнал боевых действий 193-го полка. Его можно полистать и почитать, сидя дома за компьютером. Здесь отмечены в том числе мелкие локальные стычки, где тоже, увы, гибли люди… С помощью сайта выясняется, что в 193-м пехотном полку служили десятки калужан из самых разных уездов губернии: Калужского, Жиздринского, Медынского и других. Их список не мал и наверняка неполон. Да и вероисповедание указывалось далеко не всегда… Установить конкретного человека на фотографии с помощью этого портала невозможно. Но и не обратить внимание на то, сколь много земляков-калужан было в этом полку, тоже нельзя. Возможно, это неспроста.

Вот что может раскрыть нам незначительная, казалось бы, деталь на старом фотоснимке. Нужно лишь присмотреться…

Может быть, со временем нам откроются дополнительные сведения о юношах старообрядцах, запечатленных здесь. Семейные фотографии – уникальное свидетельство об истории рода и отдельных людей (в частности) и страны (в целом). Ведь даже маленькая деталь, попавшая в кадр, способна свидетельствовать об очень многом, многое прояснить и поставить дополнительные вопросы.  


Автор(ы):Виктов Боченков
Медиа:Предоставленно автором

Читайте также

похожие записи на сайте