Открытые миру: как важно старообрядцам быть ближе к светскому обществу и рассказывать о себе при любом удобном случае

Пришло время активно двигаться вперед. Рассказывать о себе, глубокомысленно молчать, но обязательно присутствуя на каком бы то ни было мероприятии, прямо или косвенно касающегося старообрядцев (если, конечно, на него позвали), или же деликатно дать понять окружающим, что мы совсем не экспонаты вроде матрешек, на которые кому-то хотелось бы оценивающе или с любопытством смотреть со стороны.

Заявить о себе и своей вере

В последние десятилетия древлеправославные христиане заметно изменились. Из нелюдимых и непубличных они вдруг превратились в открытых людей, готовых при всяком удобном поводе заявить о себе и своей вере, претендовать на земли под строительство храмов, делиться позицией по острым вопросам или произносить речи, которые станут подлинными проповедями для окружающих, уставших жить без какой бы то ни было духовной поддержки.

Школьницы проехали 200 километров, чтобы узнать, как живут старообрядцы в глубинке. Конечно, настоятель храма в селе Пристань Свердловской области, протоиерей Иоанн Устинов, не отказал им в знакомстве и общении!

Мы даем интервью или выступаем в телеэфире, участвуем в круглых столах как приглашённые гости или как эксперты, все чаще рассказываем о себе в СМИ. И если раньше выступления старообрядцев на страницах газет, в интернет-пространстве или с голубых экранов касались, в основном, развенчивания мифов о нелюдимых верующих, которые далеки от достижений цивилизации также, как снятый в сентябре урожай от посаженного в мае семечка, то в последние годы акценты ощутимо смещаются. И это будет продолжаться дальше!

Что усиливает внимание?

Древлеправославные христиане уверенно заняли свою нишу хранителей дораскольного православия и представляют теперь интерес не только и даже не столько как носители уникальной для светского общества духовности (хотя и это, без сомнения, так), сколько как мудрые и рассудительные эксперты во многих делах насущных, мнение которых важно, значимо и элементарно интересно.

Да и нам есть что сказать. У нас имеется колоссальный опыт преодоления, выживания, созидания не благодаря, а вопреки, который необходимо транслировать на все общество, делиться своими успехами, подкрепляя их конкретными примерами из жизни наших благочестивых предшественников.

Старообрядцам в приходах неплохо брать пример с митрополита Корнилия. После длительного богослужения он находит время на общение с журналистами!

Быть может потому мы и начинаем так искренне интересовать пресытившуюся глянцем общественность? К тому же мы не стоим на месте, и это усиливает внимание к нам: мы строим храмы, совершаем притягивающие взгляды величественные крестные ходы, устраиваем концерты старорусской духовной «музыки», позируем светским фотографам, открываем памятные знаки и значимые монументы и, в целом, имеем свою точку зрения на многие актуальные проблемы современности. Разве этого не достаточно для повышенного к нам внимания?!

Прошлое — в целости и сохранности

Своей гласной и негласной проповедью мы открываем людям не только двери наших храмов, не только рассказываем о себе и сохраненном нами величайшем духовном — богослужебном, культурном, языковом, бытовом — наследии, но и, в глобальном смысле, предоставляем людям возможность вернуться в давнее прошлое, которое, оказывается для них не только в целости и сохранности, но и органично и естественно продолжается в наши дни, несмотря на колоссальные препятствия, издевательства и мучения, которые наши предки ради этого безбоязненно и мужественно претерпевали.

На презентации фильма о невьянской иконе в старинном городе Невьянске собрались и старообрядцы, и далекие от веры люди…

Стараясь популяризовать это бережно донесенное до наших дней прошлое, мы увековечиваем его, создавая музеи при храмах, интерес к которым растет, как говорится, не по дням, а по часам; проводя праздники древнерусского крюкового пения; приглашая гостей в наши храмы, где мы можем также явно не только рассказать, но и показать то уникальное богатство, которым дорожим, как зеницей ока.

Теперь мы, хранители древней веры, стараемся воспользоваться любой возможностью заявить о себе, чтобы вернуть русскому обществу знание о нашем общем прошлом, о том, какими были наши общие предки более четырех веков назад.

Для этого хороши те средства, которые не идут вразрез с нашими убеждениями, но помогают стать ближе, понятнее для других людей, часто безмерно далеких от духовности, морали и нравственности, а иногда и ищущих ее.

Для этого надо трудиться

Находите ярких прихожан! И пусть они отвечают на вопросы представителей СМИ. На снимке — самая пожилая старообрядка в приходе во имя князя Владимира в поселке Староуткинск. Бабушке 89 лет!

И в наши дни, как когда-то в дореволюционной России, среди старообрядцев есть успешные предприниматели, многодетные семьи, мастера народных художественных промыслов, фермеры, строители. И все это — примеры, которые могут и должны становиться наглядными и всенародными. Наш опыт, знания, способности, основанные на честности, порядочности, ответственности и желании созидать и укреплять, должны транслироваться в СМИ. И все чаще так и происходит. Нами начинают интересоваться и стар, и млад. Школьники и студенты приходят в наши храмы на экскурсии, социально-активные люди с интересом читают публикации о сторонниках дореформенного православия, люди в возрасте заглядывают в музеи при храмах.

Конечно, для этого надо трудиться. Быть готовыми к каверзным или даже просто наивным вопросам со стороны журналистов; к тому, что люди, пришедшие в храм на экскурсию, хотят знать элементарные, на первый взгляд, правила, и наблюдать за молитвенными действиями старообрядцев со стороны. И наша готовность встретить таких людей на порогах храмов и гостеприимно проводить их, уделить им внимание и рассказать о себе — это залог не просто доброго к нам отношения, но в перспективе и пополнения наших общин.

Самая важная проповедь

Группа интересующихся историей старообрядчества людей однажды попросилась на экскурсию в храм РПсЦ в г. Екатеринбурге. Иерей Павел Зырянов встретил гостей и долго рассказывал о том, кто такие хранители дораскольного православия

Да, подчас многое впервые сделать трудно — найти время на гостей, выступить на широкую аудиторию в школе или вузе, светском музее или в научном зале, не побояться прокомментировать что-то перед телекамерой или под запись диктофона, прийти в радиоэфир, перекреститься в столовой, несмотря на компанию неверующих людей рядом, или даже написать на своей внешне светской странице в социальной сети что-то о самих себе, о православии и старорусском его варианте — это и есть та проповедь, которая обратит на нас внимание людей внешних. Она же, быть может, и самая необходимая.

А о том, как важно нам, староверам, активно участвовать в конференциях и иных научных мероприятиях, чтобы не просто поверхностно говорить о себе, но и делиться своими изысканиями, исследованиями и знаниями по каким-то более глубоким вопросам, мы поговорим в следующий раз.


Автор(ы):Максим Гусев
Медиа:Максим Гусев. На фото вверху: Для старообрядцев важно не только организовать мероприятие или поучаствовать в нем, но и быть готовыми ответить на вопросы представителей СМИ. Протоиерей Геннадий Четвергов это прекрасно понимает!

Читайте также

похожие записи на сайте