Старообрядчество «разбогатело» духовными песнопениями, которых не было много десятилетий.

15 антифонов Великого пятка знаменного роспева вернулись в обиход старообрядцев в 2020 году. В храме РПсЦ во имя Рожества Пресвятой Богородицы Павловского Посада собралась небольшая группа клирошан, чтобы произвести аудиозапись этих редчайших песнопений. Мы уже рассказывали о том, что мужской древлеправославный хор «Параклит» взял эти антифоны в свой репертуар. А Как эта идея нашла свое воплощение, с какими сложностями столкнулись наши трудолюбивые верующие? Об этом «Старообрядцы» беседуют с Ильей Лопатиным, руководителем группы «Прочтение певческих рукописей» в соцсети ВКонтакте.

Важное дополнение уникальной службы

— Илья, почему у вас с супругой Анастасией — а я знаю, что ты трудился вместе с ней — возник интерес именно к этим песнопениям?

— Службы последних трех дней Страстной седмицы уникальны и по своему содержанию, и по чину. Я согласен с бытующим мнением, что служба Страстей Христовых равносильна по своему значению всему годовому кругу и богослужения. К сожалению, в наши дни особой тесноты в храмах в этот день не наблюдается… Но тот, кто знает, что эта служба является самой важной в году, обязательно откладывает все дела и приходит молиться. Композиция богослужения, повторяю, уникальна: в последование утрени с трипесненцем включены 12 евангельских чтений, которые чередуются с пятнадцатью антифонами – правый и левый клироса по очереди поют тропари, поясняющие и дополняющие Евангельские слова.

— В чем же уникальность записи антифонов, которую вы в храме произвели два года назад, если они исполняются каждый год за службой?

— Дело в том, что обычно в нашей богослужебной практике за службой антифоны поются «самогласно» или даже читаются, если не хватает певцов. И случилось так, что впервые за последние (боюсь ошибиться, но скорее всего это так!) двести лет старообрядцы исполнили их «по знамени». Сразу стала заметной разница в длительности и красоте мелодии, которая позволяет молящимся максимально сосредоточиться на священных текстах; ведь основная цель знаменного роспева – это молитва. Помимо этого, роспевы служб страстной недели включают в себя множество фит, при исполнении которых, по образному выражению Александра Михайловича Никонова, «мы, оторвавшись от земли, летим на воздушном шаре, стремящемся в небо; его сдерживает сила тяжести, его влечет ветер. Мы не хотим возвращаться на землю, стремимся к вечности, от которой уходим, и которая в нас».

Семь лет кропотливой работы

— Как вообще возникла эта идея — найти и записать антифоны?

— В 1999 году мне довелось быть на концерте хора «Древнерусский распев» под управлением А.Т. Гринденко в Большом зале Московской Государственной консерватории им. Чайковского, посвященного исключительно антифонам Великого пятка. Их источником был один из первых памятников киевской пятилинейной нотации — Супрасльский ирмологион начала XVII века, адаптированный А.В. Конотопом к прочтению современными хористами. Спустя несколько лет избранные стихи антифонов Великого пятка из того же Супрасльского ирмологиона, обработанные митрополитом РПЦ Иларионом (Алфеевым), исполнил хор Даниловского монастыря.

Супрасльский ирмологион. Антифоны

Слушая эти записи, мы с женой предположили, что где-то есть и наречный старообрядческий вариант этих антифонов, захотели их разучить и спеть в традиционной для старообрядчества манере.

— Долго, наверное, искали?

— Да. Если честно, вся эта наша работа – поиск рукописей, их прочтение, перенабор – заняла около семи лет. В результате удалось выявить несколько рукописных наречных певческих Триодей, в которых содержатся полностью распетыми все 15 антифонов Великого пятка. Кстати, при работе с источниками я обратил внимание, что в дораскольный период практически во всех певческих сборниках эти антифоны присутствуют, к XVIII веку они становятся большой редкостью, а потом «пропадают» совсем. Их нет даже в наонных поморских Триодях, не говоря уже о гуслицких. Иногда стих «Князи людстии» встречается в наречных азбуках как «строка мудрая» — пространный роспев, не имеющий отличительных знаков фиты. Памятников старше первой трети XVIII века, содержащих эти песнопения, мы не встречали. В наонных и наречных Триодях содержится единственная стихера 15-го антифона и Царских часов – «Днесь висит на древе».

— Какую рукопись, в конечном счете, вы взяли за основу?

— Сравнивая несколько источников, мы остановились на старообрядческой рукописи XVIII века 037-371 из собрания Тихона Федоровича Большакова, белокриницкого старообрядца. В настоящее время она находится в Российской Государственной библиотеке и в оцифрованном виде доступна на сайте Троице-Сергиевой лавры. Это книга «Праздники» полной редакции (все стихеры, начиная с малой вечерни) с Триодью. Рукопись выполнена в альбомном формате, характерном для XVIII века, редакция пометная, призначная, наречная, текст иосифовский.

Оригинал антифонов

Спеть «с листа» не получится

— Выходит, современные певцы-старообрядцы могут легко петь по рукописям, написанным в XIX и даже в XVIII веках?

— Я бы так не сказал. Певцу, который владеет знаменным роспевом только в объеме азбуки Л.Ф. Калашникова, просто взять и спеть «с листа» не получится. Фиты тогда писались большей частью в тайнозамкненном (сокращенном графическом) виде без розводов. Нередко используются «сипавые» пометы — такие как +М, +П, +В (архаический способ записи ступеней обиходного звукоряда, ныне утраченный), а также прием «мены согласия» — использование помет светлого согласия вместо простого.

— Каким образом вы «освоили» антифоны?

— Сказу скажу: для понимания древних песнопений одного источника, как правило, недостаточно. Обязательно нужно сверять непонятные места с другими рукописями.

Для прочтения антифонов были использованы несколько выявленных памятников из Российской государственной библиотеки и библиотеки Московской духовной академии, а также из частных собраний — наонных и наречных, в том числе и одну нотолинейную рукопись начала XVIII века. В работе использовались также певческие азбуки и фитники XVIII века, а для уточнения текста песнопений, исправления встречающихся описок — печатные Триоди различных дораскольных изданий.

Антифоны беспометные 17 века

— То есть антифоны пришлось привести в современный вид, чтобы получилось их озвучить?

— Да, мы полностью набрали их новым крюковым шрифтом, идентичным печатному шрифту издательства «Знаменное пение». Фиты изложены в розводе с выносом их графической формулы и названия на поля (по примеру Праздников, изданных Л. Ф. Калашниковым), текст сверен с печатной Триодью 1648 года, исправлены вкравшиеся ошибки – например, «предлагаше» вместо «предглаголаше» в третьем антифоне. «Сипавые» пометы приведены в соответствие с их современным значением, вышедшие из практического употребления знаки знаменной нотации заменены на привычные нам по печатным изданиям Л. Ф. Калашникова (такие, например, как тихие скамейцы и т. п.). Сложные и забытые ныне графические знаки изложены дробным знаменем.

— И удалось сохранить оригинальную мелодию?

— Роспев максимально приближен к оригиналу 037-371 из собрания Т.Ф. Большакова, за исключением двух мест, более выразительно изложенных в наонной певческой Триоди середины XVII века из собрания протоиерея Д. В. Разумовского (рукопись 379-059). Это начало стиха «Сице глаголет» (12 антифон), где мелодический ход начинается с простого согласия, и интересный фрагмент стиха шестого антифона третьего гласа «Господи, на муку вольную пришед», где на словах «востаните, молитеся» дважды повторяется фита Спускная («Отвергшаго»). В наонной Триоди есть указание выпевать первую фиту только до половины, что имеет параллель с рожественской стихерой на Хвалитех «Егда время», где сначала поставлена фита Полукрасная, а через несколько слов ее полный вариант — фита Красная. Помимо этого, начало первой стихеры 15 антифона «Днесь висит на древе» мы транспонировали на согласие вниз, опираясь на имеющиеся источники – например, рязанскую Триодь 18-19 веков. Такое соотношение звуков более соответствует заявленному щестому гласу этой стихеры.

Триодь рубежа 18-19 века

Богатства, лежащие под спудом

— В чем особенности мелодии антифонов?

— Весь цикл состоит из 15 антифонов. Каждый из них имеет разное количество стихов и дополнительный богородичен. Также отмечу, что каждый антифон исполняется на один глас, за исключением четвертого, где пятый глас сменятся первым. В итоге все восемь гласов используются; правда, остался неясным принцип их чередования. Музыкальная стилистика стихов в каждом отдельном антифоне сходная, в том числе и расположение фит. Особенно нужно отметить протяжную мелодию первых двух коротких строк – «Князи людстии» и «Слово законопреступно», мелодия которых абсолютно идентичная. Роспев богородичнов более простой, чем-то напоминающий воскресные ирмосы.

— Насколько реальна идея вернуть антифоны в практическое употребление?

— Все начинается с малого, по крайней мере, с интереса к этим богатствам, лежащим под спудом. Нашей работой уже воспользовался ростовский хор «Параклит», который исполнил в прошлом году на службе Страстей Христовых третий антифон «Лазарева ради». В этом году «Параклит» записал избранные стихи антифонов и опубликовал их в виде альбома «Страсти Христовы», о чем сайт «Старообрядцы» недавно рассказывал.

— Вы провели большую работу, изложив напев антифонов из книги XVIII века в современном графическом виде. Планируете ли издать их?

— В первую очередь, нам хотелось бы вернуть антифоны Великого пятка в старообрядческие храмы для практического (богослужебного) употребления, но не для выступлений на концертах. Поэтому издание не планируется. Также мы не стали публиковать полный адаптированный вариант в сети, ограничившись только аудиозаписью с приложением оригинала.

Набор

Желающие получить полный адаптированный вариант для того, чтобы исполнить антифоны за службой в храме, могут обратиться к нам, в группу «Прочтение певческих рукописей» — https://vk.com/pevch_ruk.


Автор(ы):Максим Гусев
Медиа:Анастасия Лопатина, Максим Гусев

Читайте также

похожие записи на сайте