
В Центре по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской Академии наук недавно состоялась конференция: «Религиозный вклад в Великую Победу и поствоенное мироустройство. К 80-летию Великой Победы», в которой принял участие Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий.
В конференц-зале Института Европы РАН собрались в этот день видные деятели науки, политики, общественных организаций, зарубежные специалисты, а также представители различных религиозных конфессий. Открыл конференцию директор Института Европы, член-корреспондент РАН Алексей Анатольевич Громыко. Он – внук бессменного министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко, которого на Западе называли «Мистер Ноу», то есть «Мистер Нет» – за неуступчивость в дипломатических переговорах.
Алексея Громыко, в противовес деду, вполне можно называть «Мистер Йес». Манера его ведения конференции сразу же расположила всех участников к важному и заинтересованному диалогу по тем проблемам, которые поднимаются, прямо скажем, довольно редко. От лица православных людей на этой конференции выступил Предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий. И свое слово он сказал не просто ярко, но и зримо: были даже слайды на экранах.
Победа Красной армии в мае 1945 года в тяжелейшей четырехлетней войне, полный разгром фашистских войск, безоговорочная капитуляция. Событиям апреля-мая 1945-го года было посвящено начало конференции. «Самый трудный, самый важный бой – это бой с самим собой, — говорил Владыка Корнилий. — Победа над собой, над своими грехами, искушениями и вредными привычками – вот, что, наверное, самое трудное для каждого человека. Только один Бог Исус Христос без греха, а люди все – грешные. И недаром Федор Михайлович Достоевский промыслительно сказал: «Если хочешь победить весь мир, то победи сначала самого себя».

Еще в начале конференции Алексей Громыко напомнил присутствующим, каким был день 22 июня 1941 года с точки зрения православного церковного календаря. Это был День всех святых, в земле российской просиявших. Праздник этот переходящий, и зависит он от Пасхи. Митрополит Корнилий пояснил, что промысел Божий зримо проявился тут в таком совпадении. Праведники, которых чествуют в этот день, являются покровителями и защитниками Отечества, а также ходатаями за каждого его жителя. Совпадение Дня всех святых с началом Великой Отечественной войны – это был предупреждение о том, что огромное количество людей сложат свои головы на поле брани: за свое Отечество, за свой народ, за други своя. И количество мучеников умножится.
«Вот с таким духовным Божественным символом началась эта страшная война в 1941 году, — говорил Предстоятель РПСЦ, – а закончилась она, напомню, в какие дни по православному календарю. Пасха Христова, Великий Праздник, победа над смертью и адом, в 1945 году выпала на 6 мая. Фактически в этот день и случилась окончательная победа над адской военной машиной фашизма, дальше были уже технические дни по подготовке к подписанию безоговорочной капитуляции гитлеровского рейха.»
Очень символично также, что в 1945 году Пасха Христова совпала с еще одним важным и непереходящим православным праздником. 6 мая – это День Георгия Победоносца, святого покровителя всех воинов, символ преданности долгу и воинской доблести. А с чьим именем связаны окончательный разгром фашизма в его логове, блестяще проведенная Берлинская операция и подписание безоговорочной капитуляции? С именем маршала Жукова, имя которого – Георгий.
Далее Владыка Корнилий процитировал великого русского поэта Федора Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали всеблагие как собеседника на пир». Выпало и нам жить в годы глубоких, по-видимому, тектонических изменений в общественном мироустройстве. По этому поводу Митрополит сказал главные слова: «Для нашего народа самое важное, чтобы Россия оставалась сильной, суверенной державой, и чтобы ее духовная мощь росла с каждым днем. Мы видим, как на наших глазах, можно сказать, в мгновение ока Россия сейчас превратилась в Новый Ковчег человечества, куда люди бегут без оглядки из множества стран так называемого «коллективного запада», спасая своих детей от содомских грехов и пороков, от сатанизма, от той страшной черной воронки, что засасывает людей в преисподнюю.

В духовном противостоянии с Западом, фактически уже предавшим Христа, Россия только укрепляется. Есть слово такое – импортозамещение. Это технический термин. А у нас сейчас на глазах происходит как бы духовное, нравственное импортозамещение. Да и не замещение даже, а извержение из России всего ей чуждого и богопротивного, что насаждалось у нас последние сорок лет Западом. И нам всем надо молиться, чтобы милость Бога и Пресвятой Богородицы не оставила бы нашу страну, и чтобы для всего остального мира мы были бы образцом нравственности и духовности. Пусть мы даже будем один на один со всем остальным миром, но если мы будем со Христом, и Бог нас не оставит, то мы все равно победим!»
Далее Митрополит Корнилий напомнил, что старообрядцы как раз и являют собой яркий пример чрезвычайно твердой стойкости за веру. После Церковного Раскола XVII века были страшные годы, когда тех, кто не принял церковные новины, гнали прочь из родных мест, жгли, пытали, лишали имущества, ссылали в глухомань.
«Яркий пример тех, кто твердо стоял за веру, это наши старообрядческие святые, самые известные из которых протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова, инокиня Феодора. — в этот момент Митрополит Корнилий продемонстрировал участникам конференции на экране мониторов известную картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». — Однако выстояли старообрядцы и вон как расцвели в современной России! А потому что все эти столетия, несмотря на гонения, оставались как бы солью православной веры, солью земли, как говорят».
«Еды на столе может быть много, да только без малой толики соли она вся будет невкусная, — привел образный пример Владыка. – Так и старообрядцы просто одним своим существованием духовно укрепляют нашу Россию. Во время Великой Отечественной все военнообязанные старообрядцы, как один, сражались на фронтах войны, и об этом у нас даже издана большая книга воспоминаний: «Старообрядцы в Великой Отечественной войне».

Завершая свое выступление, Митрополит Корнилий напомнил, что конференция проходит в стенах Института Европы Российской Академии наук. А что сейчас из себя представляет Европа? Она, по словам Владыки, сейчас похищена у человечества, как на известной картине Валентина Серова, и везут её прямиком в преисподнюю. И Владыка продемонстрировал на экране картину «Похищение Европы».
«Европейский союз сейчас уже никакой не союз, — говорил Митрополит Корнилий. – Он разобщен. А какая же причина в том, что он разобщен? Да потому что в преамбулу конституции Европы, когда ее принимали, по инициативе понятно каких сил не внесли ссылку на Бога и христианские ценности. А на этот счет есть старая мудрая поговорка: «Без Бога ни до порога». Именно поэтому Европейский союз обречен, раз нет в нем божественных скреп».
Владыка Корнилий закончил свое выступление на конференции, процитировав на память замечательные поэтические строки Александра Пушкина из стихотворения «Клеветникам России»: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая, стальной щетиною сверкая, не встанет русская земля?..» Долгие, продолжительные аплодисменты участников конференции были наградой Митрополиту Корнилию за яркое получасовое выступление.
| Метки: | Митрополит РПсЦ Московский и всея Руси Корнилий |
|---|---|
| Автор(ы): | Дмитрий Ивлиев |
| Медиа: | Александр Говоров |

