
Авраам является отцом многих народов и трёх мировых религий. Ему первому является Земля обетованная, Святая Троица, он родоначальник гостеприимства и смирения. Долгое время был бесплоден, но по завету Бога его потомство умножилось паче песка морскаго. Именно о нём продолжение цикла лекций о святых и святости доктора исторических наук, востоковеда Алексея Владимировича Муравьёва.
Начать следует с того, что Авраам при рождении так не назывался – он стал первым человеком, которому Бог позволил изменить имя благодаря его праведности. Его звали сначала Аврам, что означает отец высоты. Господь дал ему вторую букву, которая мистически связана с Богом и Его божественным именем Яхве. Во-вторых, это первый человек, который стал называться евреем, иври, то есть «перешедшим через». Потому что Авраам покинул свои родные края и перешёл в ту землю, которую Бог ему указал. Это первый представитель народа, которого Бог послал в Землю обетованную. Авраам жил в Уре Халдейском – одном из древнейших поселений Месопотамии, но покинул его и стал двигаться на запад. Примечательно, что учёные, изучающие древнееврейский язык, видят, что он по происхождению не из западной части Ближнего Востока, не из Палестины, а с Востока, с Месопотамии. Он стал первым человеком, эмигрировавшим на Запад.
Он был пастух и ушёл вместе со своим племянником Лотом, семьями и стадами, послушавшись повеления Бога. В чём причина? Есть апокрифическая книга «Откровения Авраама», где он описывает, как его отец Фарра делал идолов и продавал. Однажды, наблюдая, как отец изготавливает идола, он понял, что отец занимается нехорошим ремеслом. После этого начинается путешествие Авраама. Он искал не просто хорошего места для жизни, но и место, где стада могут пастись. И пришёл в землю хананеев – это древний народ, который первым приспособил алфавитное письмо для звуков, то есть наш алфавит происходит от них. Это были колонизаторы, которые на кораблях объезжали Средиземное море и распространялись. И с этим народом Авраам начинает воевать. При этом происходят довольно странные вещи. Во время пребывания в Египте Авраам скрывает, что Сарра является его женой, выдаёт её за сестру и её отправляют в качестве наложницы в гарем фараона. Толкователи объясняют, что ничего плохого при этом не произошло, так как фараону явился Бог и повелел не трогать Сарру, и фараон отдал её обратно. Также объясняют такой поступок тем, что это была воля Божия и Авраам её просто слушался. Но также это наводит на мысль о каком-то простом человеческом страхе, поскольку святость не означает нравственную безупречность.
После этого Авраам поселяется в Земле обетованной, которую Бог обещал. Он заключает с Богом завет, который предполагает, что Бог даёт Аврааму землю, а потомство Авраама станет больше песка морского. Но Бог даёт Аврааму и определённые обязательства. Важным моментом является то, что Авраам поселяется в уединённом месте вне города, а Лот поселяется в городе, который называется Содом. В нём люди жили не по заповедям Божиим и Лот в итоге платит страшную цену за то, что поселился в городе, а Авраам, как отшельник, получает благословение – к нему является Бог в лице трёх ангелов, которые символически прообразуют Троицу. Ветхозаветная Троица отражена в большом количестве наших икон. Авраам принимает путников, кормит их и понимает, кто перед ним. В то время войны между хананеями и евреями принимать странников и кормить их было совершенно неочевидным решением. Тем не менее Авраам это делает и именно за это он получает благословение от Бога и вторую букву в имя, как и его жена Сара, которая становится Саррой. Они становятся богоприимцами, теми, кто принимает Бога в своём доме. С тех пор у многих христианских народов гостеприимство становится священным обычаем.
Кроме этого, Авраам является тем, кто слышит голос Бога, и Он взывает к нему напрямую. До этого Бог говорил с праведниками, которые не задают Ему вопросов. Авраам же общается с Богом. И у Авраама начинается следующее испытания – он оказывается бездетным отцом, Сарра никак не может зачать ребёнка. Авраам берёт служанку жены Агарь и зачинает от неё. Авраам мог так поступить в том мировоззрении, когда служанка рассматривалась как часть тела госпожи. В древности было очевидно, что если у супругов нет детей, то это значит, что Бог их наказывает. Есть несколько примеров подобного и дальше в священной истории, например, Иоаким и Анна, которые стали родителями Богородицы. От Агари у Авраама рождается Исмаил, родоначальник людей, впоследствии ставших мусульманами. Авраам считается отцом трёх религий: христианства (так как Авраам был предком Христа), иудаизма и ислама. Все они считаются авраамическими.
Затем Сарра возненавидела Агарь, которая с сыном бежит в Аравию и ей первой женщине в истории является Бог в виде ангела. Она получила благодать стать прародительницей всех арабов. Авраам был мягким, податливым человеком и согласился выгнать Агарь в пустыню. Затем рождается Исаак. Очень важна история жертвоприношения. Бог обращается к Аврааму и говорит заколоть ему своего сына. Представляете какая история? Долгие годы Авраам молил Бога даровать ему сына, пришлось даже родить от другой женщины и тут Бог говорит такое. Никакой отец не в силах себе представить всю мощь переживаний Авраама, но он был очень покорен Богу. Это оказалось частью божественного плана, поскольку Бог покорность Авраама превращает в его достижение, это является составляющей его святости. Само жертвоприношение человека на горе, который в итоге не умирает, является прообразом другого жертвоприношения на горе – Распятия Христова.
Наконец именно благодаря Аврааму христианство, иудаизм и ислам получают центр своих религий, которые впоследствии становятся мировыми. Когда он приходит в Землю обетованную, его встречает дарами Мелхиседек – царь и праведник. Авраам становится не просто пророком и праотцем, но и в определённом смысле первосвященником Иеросалима. Священник – это человек, приносящий жертву. Авраам являет новый тип святости, главной составляющей которого является смирение. В этом смысле он прообразует Христа и подготавливает пришествие Христово, приводя свой народ в Иеросалим, где произойдёт Распятие Христово.
| Автор(ы): | Алексей Муравьев - филолог, лингвист, историк-востоковед, религиовед, специалист по истории восточного христианства, публицист. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова |
|---|---|
| Медиа: | Анатолий Бочкарев |

