
В последнее время прослеживается некоторый рост интереса к знаменному пению. Увеличивается количество разных событий — встреч, вечеров пения, благотворительных выступлений с участием старообрядческих хоров. Кроме, скажем так, хорошо известных хоровых коллективов появляются новые, молодежные хоры. Не секрет, что любое песнопение и в службе, и для проповеди лучше ложится на сердце слушающим, если оно хором тщательно подготовлено к исполнению. Певцы разучивая какую-то стихеру стараются точно и слаженно выпевать мелодию, произносить четко слова, а также изучают смысл данной молитвы, и, если есть возможность, знакомятся с историей появления этого песнопения.
Уважаемый читатель, делясь своим опытом, предлагаем рассмотреть связь между мелодическим построением песнопения, его текстом и знаменами. Где-то это связь очень тонкая, еле приметная, где-то «бросается сразу в глаза». Но подобная работа со стихерой позволяет углубиться в понимание сути праздника и значения песнопения в церковной службе, а также улучшить качество исполнения песнопения.
Для примера «разберем по косточкам» стихеру шестого гласа, пропеваемую на утрене в Рожество Христово по пятидесятом псалме.
Текст стихеры:
Слава в вышнихъ Богу, и на земли миръ, днесь приемлетъ Вифлиемъ седящаго присно со Отцемъ. днесь ангели младенца рожденнаго боголепно славословятъ, Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человецехъ благоволение.
В основе всей стихеры лежит песнопение ангельское: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2.14 ). То есть, стихера состоит из ангельского благовестия с добавлением: днесь приемлет Вифлием седящаго присно со Отцем. Затем поясняется, кто произносит эти слова: днесь ангели младенца рожденнаго боголепно славословят. Получается стихеру, условно, можно разделить на три части:
1.Слава в вышних Богу, и на земли мир.
2.Днесь приемлет Вифлием седящаго присно со Отцем.
Днесь ангели младенца рожденнаго боголепно славословят
3.Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Или схематично представить так:
СЛАВОСЛОВИЕ – БЛАГОВЕСТИЕ – СЛАВОСЛОВИЕ.
С самого начала стихеры воздается хвала Богу в виде ангельского благовестия: Слава — Богу; и в тоже время, идет подготовка к тому, чтобы сказать что-то очень важное, что является причиной благовестия: «на земли — миръ», что было в начале времен тайной, а сейчас раскрыто и стало достоянием человечества.

Фрагмент стихеры из издания Л.Ф. Калашникова
Стихера начинается со статьи малой закрытой на низких солях, и сразу нас настраивает на сокровенность своими низкими звуками и игранием полутона. А также, тем ещё, что статия малая закрытая символизирует «закона Господня истинное хранение».
Далее следует змейца – земныя славы и суеты мира сего отбегание. Змеица позволяет сосредоточиться нам на смысле стихеры, позабыв про всё, что вне храма. В змеице четыре звука: 2 вверх и 2 вниз. Она, как ручей переливаясь, журчит, омывая и обволакивая звуки. Как правило, змейца исполняется «мягко», без особого акцентирования. К тому же, обратим внимание, что в данном случае змейца (земныя славы отбегание) распевает, на первый взгляд, величественное слово «Слава». Но это не парадокс, ведь речь идет не о земной славе, а здесь – «Слава въ вышнихъ».
За змеицей следует стрела поездная, с ней мы как наездник на коне, проскакиваем четыре коротких звука, как бы слыша отрывистый цокот четырех копыт, возможно, что название этой стрелы и было дано по характеру ее исполнения.
Дальше – стрела крыжевая с тихой пометой. После коротких быстрых звуков поездной стрелы мы слега прогибаем звучание на первом звуке стрелы крыжевой – как тетиву натягиваем и на втором звуке стрелы уверенно «летим».
После полета крыжевой стрелы мы мягко опускаем звук на «УТЪ» на запятой со слогом «ВВЫ-» и, тут же, «взмываем», пропуская одну ступень звукоряда, на МИ, определенную мрачным крюком, как крепкий звук. Крюк мрачной – крепкое целомудрия навыкновение. Сразу возникают ассоциации с безбрачным образом жизни, с преподобными иноками, которых справедливо называют земными ангелами. Такое сравнение здесь тем более уместно, так как в стихере здесь речь идет о небесных силах. Этот мелодический прием интересен, тем что скачек с «УТЪ» на «Ми» дает существенный подъем мелодии, как бы указывая на вышние силы, но при этом мелодия не выходит из мрачного согласия, что дает эффект сдержанности.
На слове Богу мелодия слегка выходит в светлое согласие, и формируется тремя знаменами: статьей малой закрытой (первый звук из трех более весомый), стрелой мрачной (полет), статьей с подверткой.
И, вот, тайна начинает раскрываться! Радуйтесь – на земли мир. Светлый крюк с пометой «Соль» звучит светло после пометы «Ре», выражая радость. Скамеица (два звука вверх), стопица с очком (два звука вниз) с опусканием на первый звук мрачной стрелы «Ре» нас словно опускает на землю, и в тоже время, вместе со вторым звуком стрелы — «Фа» мы пролетаем над всей землею, делясь с ней радостью.
На слове «Миръ» статия мрачная – скорое к Богу обращение от грех покаянием. Статия это прочный полновесный звук. Фундамент нашей духовной жизни – покаяние. Действительно, обращение к Богу от грехов через покаяние приводит образ мысли и порядок жизни к умиротворению. Появляются внутренняя крепость и силы к преодолению жизненных испытаний с Божьей помощью.
Окончание слова «Миръ» приходится на переводку — знамя, которое символизирует постоянное славословие перед Богом. Она тем самым первую и вторую части стихеры соединяет неразрывно. Зачем неразрывно? Потому, что вторая часть непосредственно дополняет и комментирует первую.

Предлагаю ознакомиться с толкованием святых отцов на эту тему.
Евангелие от Матфея гл. 2: Услышав это, Ирод-царь встревожился, и весь Иеросалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родится Христу? Они же сказали ему: в Вефлиеме Иудейском, ибо так написано через пророка. И ты Вифлием, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных. И из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой, Израиля.
У какого пророка это предсказано?
Пророк Михей (5.2): И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
Феофилакт Болгарский: Кого другого «происхождение» и от «дней вечных», как не Христа? Он имел два исхода, или рождения: первое – изначала, искони, от Отца, второе – от дней века, начавшееся от Богородицы, во времени.
Затем открываем Евангелие от Луки гл.2.:
И сказал им (пастухам) Ангел: не бойтесь; я возвщаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давыдовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Толкование Феофилакта Болгарского.
Ангел благовестил великую радость, которая, сказал, — будет для всех людей, собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божии есть мир, как говорит о себе (Ин.14,27; 13,33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И в человецех благоволение, то есть упование Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.
Далее в Евангелии от Луки повествуется:
Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлием и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил на Господь.
Толкование этого стиха Фиофелактом Болгарским:
Пастыри сии суть образ духовных пастырей – архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлием – значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и , когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.

Во второй части стихеры говорится, что сегодня (днесь) приемлет Вифлием седящего всегда (присно) со Отцом. Это Божественное схождение невообразимое человеку. Не переставая быть Божеством Христос рождается во плоти, как человек. Упоминание Вифлиема, видимо, отсылает нас к пророчеству Михея и одновременно к образу Церкви.
Как видим, вставка в стихере сильно похожа на толкование пророчества Михея 5,2. То есть, добавление в стихере к словам ангельского благовестия является кратким толкованием на пророчество. Вот почему переводка выступает связкой первой и второй частей — она связывает не только мелодию, но и смысл.
Вот оно — предсказанное пророком событие, происходит, сбывается предвоображенное, но невообразимое. Этого нельзя постичь умом, это можно познать сердцем. «Блажинии чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф 5,8; Лук 6,22). понятно, что распевщику захотелось слово Вифлием, как образ пророчества украсить тайнозамкненным распевом фиты. И нам вполне понятно, что здесь уместна фита под названием Окосердна.
Кроме фиты самые высокий звук в песнопении это «Соль». Он присутствует в словах Седящаго и Присно, что указывает на высоту престола и равночестность Отцу. А также, в словах «Младенца Рожденна» и «В Человецехъ». Эта звуковысотность задает параллель: младенца рожденна – в человецех. Высокие звуки «СОЛЬ» в стихере подчеркивают две одновременные сущности Исуса Христа — Божественной и человеческой. Но при этом «Соль» — это не самый высокий звук в нашем звукоряде — стихера в целом носит сдержанный характер.
В третьей части стихеры происходит повтор слов «слава в вышних Богу, и на земли мир». Повтор слов усиливает смысл. Повторно поются те же слова и те же знамена. Так как, повторение усиливает внимание, то, наверное, было бы логично, также прибавить динамику при пропевании. И после повтора кульминация – добавляются слова «в человецех благоволение».
Пришествие Христа на землю и дальнейшие события были предопределены ещё до создания первого человека. Когда Господь создавал человека Он предвидел, что произойдет грехопадение, что нужно будет Богу Слову воплотиться для искупления от грехов человечества. Он настолько возлюбил свое творение, что Сам (Христос) родился для спасения человека!
Об этом нам напоминает песнотворец, написав стихеру на шестой глас. Человек создан, как мы помним из книги Бытие, в шестой день.
Надеемся, приведенный пример работы с песнопением, раскроет новые горизонты для молодых певцов в изучении знаменного пения, и воодушевит наполнять наши храмы молитвой к Богу!
| Автор(ы): | Павел Катаев, газета "Старообрядецъ" |
|---|---|
| Медиа: | Павел Катаев |

