
Что происходит с теми, кто идёт по головам других? Как Господь смиряет людей? Что может погубить учителей и глубоко верующих людей? Почему важно делать угодное Богу, а не начальнику или другим людям? Проповедь о. Василия Андроникова в Неделю о мытаре и фарисее, которая готовит верующих к вступлению в Великий пост, в Храме-колокольне Воскресения Христова в Рогожском посёлке.
Время поста является более благоприятным для нашей души, поскольку мы удаляемся от брашен, плохих привычек и дел, и посвящаем время духовным подвигам. Для подготовки к Великому посту отцы Церкви поставили чтение притчи о мытаре и фарисее, которая учит нас как важно бежать от страсти гордыни.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Если посмотреть оригинальный греческий текст, то написано, что мытарь и фарисей не вошли, а взошли во храм, то есть поднялись, поскольку храм был на горе. Как говорят отцы Церкви, каждый из нас, когда молится, должен подняться от своих житейских печалей: о том, что нам нужно что-то сделать, купить, построить, съездить и так далее. Притча учит нас, что, когда мы молимся, то нужно забыть про всё, тогда и молитва наша будет угодна Богу. Но этого недостаточно. Фарисей был внешне очень благочестивый человек – он отдавал в церковь десятую часть всех своих доходов. Отдаём ли мы десятую часть доходов? Он постился два раза в неделю, хотя евреи не постились, как мы: четыре поста и среда с пятницей. У них был только один день очищения раз в году. То есть фарисей делает больше того, что должно. Можно представить, что он постился кроме среды и пятницы ещё два дня в неделю. Это угодно Богу. Но что погубило фарисея? Его превозношение, гордыня над прочими людьми. «Боже! благодарю Тебя», – он правильно начал молитву с благодарностью, но потом говорит, что он лучше, такой хороший, замечательный, лучший человек из всех верующих. – «что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь».
Фарисеи занимались чтением закона и учили народ. Апостол говорил: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак.3:1).
Важно каждому заглянуть в себя, осознать свои грехи и спросить, угодно ли я сделал Богу? Мы часто думаем, угодно ли мы делаем начальнику, родителям, каким-то людям, чьё мнение нам важно. А ведь Бог знает наши внутренние сокровенные мысли. И именно это осознал погрязший в грехах и собирании денег мытарь. Написано, что он даже очи свои не возносил на небо, преклонив главу с короткой молитвой: Боже, милостив буди мне грешнику. Эта короткая молитва, которую Церковь оставила нам до скончания века, и которую мы произносим каждый день в церкви и дома. Мытарь говорил её из глубины своего сердца. Важно и нам молиться именно так, чтобы Бог милостив был нам и даровал нам прощение грехов. В жизни часто бывает, что мы каемся и вновь согрешаем, но Господь даёт нам благодать таинства покаяния. В Великий пост оно очень поможет нам.
В конце притчи Господь говорит, что «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». Господь не говорит, что фарисей был осуждён. Ведь он и постился и десятину давал, всё делал внешнее, что нужно. Но более оправдан оказался мытарь, который внешне не делал, но внутренне сделал всё возможное: осознал свой грех, недостоинство и пришёл с покаянием в храм. Заканчивается притча очень важными словами «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Часто в миру говорят, что наглость – это второе счастье. Будь понаглее и везде успеешь: и в автобус влезть, и в очередь втиснуться, и ещё что-нибудь урвать. Господь говорит, что тот, кто к этому стремится, того обязательно Господь смирит. Неведомыми нам судьбами смирит гордого человека, который идёт по головам других. Господь смирит любого, поскольку желает спасения каждому, о каждом печётся. Кто-то понимает сразу, кто-то не сразу, а кому-то нужно пройти через скорби, а кто-то и через это, к сожалению, не всегда осознаёт.
| Медиа: | Игорь Ермаченков |
|---|

