

1.Вводная часть
В основу статьи легла лекция автора о стопице, прозвучавшая на молодежном слете в поселке Большое Мурашкино на Светлой седмице в 2019 году по гражданскому стилю.
К знамени «стопица» у меня особое, трепетное, теплое отношение. Это первое знамя, которое меня впечатлило глубиной смысла в своем кратком описании. С попытки разобраться в том, что же означает стопица, и началось мое увлечение духовным понятием знамен.
Сейчас же мы начнем разговор с более общего вопроса. Почему наше пение называется знаменным? Как известно, крюки, которые указывают мелодию, называются знаменами. А что такое знамя? Заглянем в словарь протоирея Дьяченко:
«Знамя — славянское название всякого знака вообще, доказательство» [1].
В этом же словаре о знаменном пении сказано:
«… Существенное отличие знаменной системы от линейной состоит в том, что линейныя ноты обозначают только высоту, и продолжительность звука, а знамена безлинейныя — и высоту, и продолжительность, и ритм, в то же время вполне точно и в высшей степени наглядно выражают внутренния основания построения напева, отдельныя попевки, периоды мелодий и даже своеобразныя оттенки исполнения» [1].
Казалось бы, все понятно, знамена — это знаки, напоминающие (указывающие) ту мелодию, на которую надо пропеть данный богослужебный текст. Про «своеобразныя оттенки исполнения» можно просто не дочитать. Знамя «стопица» означает один звук средней продолжительности. Что тут сложного? Но вот мы открываем певческую азбуку — «Имена знамени — како кое зовется и что толкуется», и читаем:
«стопица — смиренномудрие в премудрости» [2].
А это еще зачем? Стопица имеет мелодическое значение — один звук длительностью в ½ от целого звука! И всё! К чему усложнять? Но ведь для кого-то это написали: «Стопица — смиренномудрие в премудрости»? Может не стоит это дополнение нашего драгоценного времени? Наверное, эта характеристика к пению не относится.
На такие простые до наивности рассуждения можно ответить тоже довольно просто. Если бы эти символические характеристики не имели отношения к пению, то на них не стали бы тратить место (тоже не дешевое) в певческих руководствах. Поскольку в певческие азбуки они включены, значит они как-то влияют на само пение.
Давайте попробуем уразуметь духовное значение знамени «стопица» — cамого трудолюбивого знамени (т.к. оно самое употребительное) и самого скромного, (т.к. оно поется — «просто говорити»). А после этого уже будем решать, имеет ли отношение к пению духовный смысл знамени.
2.Смиренномудрие в премудрости.
Найдем толкования о понятии «смиренномудрие» в книгах.
Смиренномудрый — кроткий, смиренный духом [1].
Смиренномудровати и смиренномудрствовати — смирну, кротку, вежливу, учтиву быти [1].
Много о смиренномудрии говорят святые отцы церкви. Приведем несколько цитат из «Лествицы» Иоанна Лествичника [3]:
«Смиренномудрие есть дверь Царствия Небеснаго, и она вводит туда приближающихся к ней»;
«Смиренномудрие есть безыменныя благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом, оно есть несказанное богатство. Божие наименование, ибо Господь говорит: «Возмете иго мое на себе, и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 29);
«Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия; где нет света, там все мрачно, и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны»;
«… ибо очевидно, что смиренный и благоговейный, зная что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божия, не перестает всегда молится Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Ибо непрестано молящийся Богу, если и сподобиться совершить сие, и не может возгордится, и не приписывает это своей силе, но все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться таковой помощи, и не обнаружилась его немощь и безсилие. И так он со смирением молится, и молитвою смиряется: и чем более преупевает всегда в добродетели, тем более всегда смиряется: а по мере того, как смиряется, получает помощь и преуспевает через смиренномудрие».
Как высоко оценил эту добродетель Иоанн Златоуст: «Матерь всех благ — смиренномудрие». (Беседа 3. Толкование на Ев. От Мф).
3.Смирение
Как мы видим, слово «смиренномудрие» часто в святоотеческих творениях заменяется словом «смирение».
Заглянем опять в словарь Дьяченко:
«Смиренномудрие — обыкновенно берется в писании за смирение, т.е. за добродетель гордости противную…»;
«Смирение — примирение, дар вражде противоположный» [1].
«Один брат спросил старца: — Что есть смирение?
Старец отвечал: смирение есть дело великое и божественное; путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также, чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу — это путь к смирению; самое же смирение божественно и непостижимо.» [4].
Чтобы лучше прояснить смысл слова смиренномудрие, рассмотрим его составляющие: смирение и мудрость.
Иоанн Лествичник [3]:
«Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные»;
«Святая двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает упасть».
Сам Христос обладает этим качеством — смирением. Смирение как дар, вражде противоположный, принес Он во вселенную: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (песнь ангелов, Лк 2:14).

В каноне на утрени предпразднеству Рожества Христова:

На царских часах и на великой вечерни читается отрывок пророчества Исаии:

В 22 день декабря предпразднеству Рожества Христова на павечернице канон, песнь 8:


Господь смирение принес, и Сам кроток и смирен.
20 декабря предпразднеству Рожества Христова на утрене канон, песнь 7 — перефразировка пророчества Исаии:

27 декабря попразднеству Рожества Христова на утрене канон певомученику Стефану, песнь 5:

В нагорной проповеди Христос среди «Блаженств» смирение ставит, как бы в основание — «Блажении нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
Иоанн Златоуст в беседе на псалом 131 («Помяни Господи Давыда и всю кротость его») говорит [5]:
«В других местах испрашивается спасение только ради памяти предков, а здесь говорится и о добродетелях, о том, что служит источником всех благ, — о скромности, смиренномудрии, кротости, которую особенно отличил и Моисея. Он был, говорит Писание, «кроток зело паче всех» мужей «сущих на земли» (Чис.12, 3)»;
— … это преимущественно благоугодно Богу: «на кого воззрю», говорит Он, «токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес моих» (Ис.66, 2)».
Для нас сейчас это непонятно: как предводитель народа может быть кроток и смирен? Но Иоанн Златоуст в своих беседах убедительно показывает разницу между кротостью, смирением и гневливостью либо беспечностью (см. беседу на пс.131) [5].
4.Мудрость
«Мудрый — разумный, умный, проницательный, разсудительный, смышленный, понятливый» [1].
«Премудрый — искусный, опытный, мудрый, умный» [1].
Иоанн Лествичник — Слово о смиреномудрии:
«В том, кто совокупляется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни вони непокорства, разве дело идет о вере» [3].
Почему смирение заканчивается там, где дело идет о вере? Потому, что начинает «срабатывать», вторая часть смиреномудрия — мудрость.
Как определяет мудрость словарь русского языка: «Мудрость — свойство мудраго; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшаго состояния умственаго и нравственаго совершенства» [6].
А мудрость в превосходной степени определяется в словаре В.И. Даля следующими словами: «Премудрость — высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием духовным» [6].
Такие высокие и глубоко духовные определения этих слов связаны с христианским мировоззрением народа:

Здесь можно привести в пример огнепального протопопа Аввакума. Никониане обвиняют его в непомерной гордости. Если внимательно перечитывать его житие, то убеждаешься, что он был смиренным человеком. Но, не просто смиренным, а — смиренномудрым. Потому, что был в нем страх Божий. То есть, покорству Господу было для него важнее кротости по отношению к людям.
Еще пример смиренномудрия — пророк Илия:

5. Почти заключение
Подытожив все, что нами было изложено о понятиях «смиренномудрие» и «премудрость», можно получить следующую трактовку.
Смиренномудрие — это смирение с мудростию, т.е. со страхом Божиим, то смирение, которое свойственно Христу, то смирение, о котором святые отцы отзывались как о высшей добродетели. Премудрость — высокая степень какого-то знания о жизни, которая тоже начинается со страха Божия.
Тогда стопицу можно понять так: смирение себя в страхе Господнем, какие бы новые знания и умения мы не получали.
Через некоторое время после сделанного вывода нахожу в другой певческой азбуке [7] следующее определение:
Стопица — со смирением и кротостию премудрость стяжати.
Как говорится, более расширенная и понятная формулировка. Но, если бы встретил такое определение сразу, то не смог бы настолько проникнутся его смыслом, т.к лишился бы увлекательного исследования слов «смиреномудрие» и «премудрость».
6. Рожество Христово
В первом, мною увиденном варианте значения стопицы, из-за его загадочности, есть что-то притягательное. Более краткая характеристика позволяет «глубже копнуть» и больше понять; дает широту возможностей к раскрытию различных вариантов содержания. К примеру, премудрость с большой буквы — это вочеловечение Слова через Деву Марию.
Вспомним мысль Иоанна Лествичника из начала нашего разговора: «Смиренномудрие есть безыменная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом, оно есть несказанное богатство. Божие наименование, ибо Господь говорит: «Возмете иго мое на себе, и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 29).
Теперь, возьмем еще раз вышеприведенную цитату из словаря В.И. Даля [6] : «Мудрость — свойство мудраго; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшаго состояния умственаго и нравственаго совершенства».
Ничего не напоминает это определение слова мудрость? Как говорится, найди десять отличий:

Толкование на строки этого псалма [8]:
«Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Некоторые говорят, что в этих стихах исчисляются те добродетели, которые явились во Христе, именно, что в Нем сошлись милость и истина. Милость Христос показал в исцелении больных, а истину в учении и проповеди. Но, в Нем же сошлись правда и мир, ибо это значит: облобызастася. Правда же Христова открылась в правом суде, когда Он лукавых обличал и добрым выражал похвалу, а мир—в кротости. Но лучше сказать, что милость есть божественное естество, как имеющее власть отпускать грехи и исцелять болезни; истина же есть человеческое естество, потому что не обретеся, сказано, лесть в ycmех Его, и потому что по справедливости Он только один сохранил достоинство человеческой природы, и потому что Он истинный человек, а не призрак. А что сказано сретостеся, то это значит, что составили одно, т.е. соединились в одном лице. Правда принимается вместо божественного естества. Ибо один Бог праведный Судия есть. Мир же вместо естества человеческого, по врожденной Его кротости. Эти добродетели облобызались, потому что имели во Христе единение и согласие.
Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Когда люди приняли чрез Сына истинную веру, тогда Отец удостоил их большего с неба промышления, сокрушивши тирана их диавола. Или иначе под истиною разумей самого Христа. Ибо Он сказал: Аз есмь истина (Иоан. 14, 6). Итак, когда Христос возсиял от земли, по рождении на земли, и разрушил потом всякую ложь и обман, то Отец, Который, как мы сказали, есть высочайшая правда, призрел с неба на землю, так как прежде отвращался от нас вследствие обдержавшей землю лжи. Итак, высшее и небесное примирено с низшим и земным.»
Смиренномудрие в премудрости — это Рожество Христово!
В этой связи образ начертания самого знамени тоже очень интересен. Стопица изображается в виде стопы или ноги человека.

Можно воспринимать это как символ пути — шаг за шагом следование за Христом.

Символичность пути обильно присутствует в церковных книгах. Например, в песнях пророка Давыда часто употребляются выражения: пути правды, пути стезей Твоих и т.п. Особенно интересно, в рамках нашего изложения, упоминание пути в совокупности с премудростью.

(Из паремии на Крестовоздвижение от притчей Соломона)
Одни из самых первых, кто пошел вслед за Христом (или сначала к Христу) — это волхвы. В канонах и стихерах песнотворцы призывают нас соучаствовать с волхвами в поклонении рождьшемуся младенцу.


Поклонение волхвов обнаруживает в себе тоже большое смирение. Насколько, известно волхвы были не только звездочеты, но и знатные люди, имеющие довольно высокое положение в обществе, поскольку в богослужебных текстах они также именуются царями.
Представьте себе, что знатные вельможи (цари), увидев знамение в виде вифлиемской звезды, поняли что сбылось древнее пророчество, и решились отправиться в дальнее путешествие. Дальнее путешествие в чужие страны означает — опасное путешествие. Пусть даже с какой-то свитой, но в чужую страну! Такие путешествия полны непредсказуемых опасностей. Да даже и предсказуемых — полны. Вот, будут пересекать границу соседнего государства, местный правитель станет дознания проводить: зачем, да почему… И неизвестно, как поступит с непрошенными гостями. Волхвы же, взяв с собой дары, пошли в долгое трудное путешествие… Зачем? Чтобы поклониться Младенцу! Подумать только! Разве это не смирение?!
В книге «Толкование на Евангелие от Матфея архиепископа Болгарского Феофилакта» о волхвах есть интересное рассуждение:
«Заметьте последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере; потом, когда пришли во Иеросалим, через пророка (через книжников Ирода, которые цитировали пророка Михея) сказал им, что Христос рождается в Вифлиеме; наконец дал им наставление через Ангела. И они повиновались наставлению, то есть Божественному слову. Таким образом, получив во сне откровение, то есть получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного и сделались истинными свидетелями» [9].
Интересна выявленная ступенчатая последовательность обращения волхвов в христианство. По преданию, они в последствии были крещены апостолами и мученически пострадали за веру.
Есть некоторая последовательность и в богословских характеристиках трех видов стопицы. Сейчас к ним перейдем, а пока можно для себя принять такую мысль — «Стопица символизирует путь смирения, путь к Богу вместе с царями -волхвами».
7. Стопица с очком
В крюковых книгах знамя «стопица» встречается с некоторыми дополнительными знаками. Она бывает дополнена одним «кубиком» или двумя «кубиками». Когда стопица пишется с «кубиком», то называется «стопица с очком», и имеет по певческой азбуке следующее значение:
Стопица с очком — сокрушение сердечное в покяянии о грехах к Богу [2].
Сокрушение — разбитое или уязвленное место, рана; разбитие [1].
Сокрушенный — потрясенный, колеблемый, или надломленный; искренный, чистый.
Сердце — иногда значит душа человеческая, иногда означает глубину и сокровенность, или средину и внутренность [1].
Очевидно в нашем случае употребление слова «сердечное» имеет эмоциональную окраску для иллюстрации искреннего, глубокого раскаяния.
Покаяние (или исповедь) — таинство, в котором кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов самим Исусом Христом [1].
Покаяние ( μετάνοια (метанойя), от μετα- изменение и νόος, νοῦς — мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей) с греческого переводится как изменение сознания, переосмысление своих поступков, раскаяние.
Грех — поступок, противный закону Божию; вина перед Господом [6].
Опять вернемся к цитате из Иоанна Лествичника: «Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные; а святое смирение отверзает оные» [3].
И еще: «Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения»[3]. То есть, без смирения нет покаяния. Поэтому стопица с очком — это тоже стопица, но уже с продолжением. Кроме «смиренномудрия в премудрости», добавляется искреннее раскаяние в своих грехах пред Богом.
8. Стопица со двема очкома
Стопица со двема очкома трактуется в азбуках следующим образом:
Стопица со двема очкома — славословие выну перед Господом.
Или, если в азбуке это знамя называется переводкой, то тогда ее духовный смысл записывается так:
Переводка — перед Господом Богом приснославословие возсылающе.
Как видим, смысл в принципе не меняется — постоянное возношение Богу славословия.
Снова словарь Дьяченко:
Славословлю — прославляю, восхваляю в песнях;
Выну — всегда, непрестанно, во всякое время;.
Присно — всегда, непрестанно, беспрерывно;
Приснославный — достойный всегдашняго прославления [1].
Отсюда «приснославословие» можно понимать как синоним словосочетания «славословие выну».
Почему стопица с двумя очками (переводка) означает непрерывное хвалебное пение Богу? Наверное, потому что ангелы непрестанно славят Творца, хотя и попеременно, но беспрерывно (книга пророка Исаии). У людей пение подчинено законам физики, и определяется как процесс звукового волнообразования. Чтобы пение длилось постоянно, его надо постоянно возобновлять. Звуковая волна не может застыть, это процесс движения. Если процесс остановится, то пение прекратится.
В Ветхом Завете жертвы Богу приносили в виде сожжений бессловесных тварей . В Новом Завете приносится бескровная жертва евхаристии, а также жертва хвалы, т.е. пения.


9. Певческое значение
В мелодическом отношении стопица исполняется довольно просто — «просто говорити». Поется она в один звук продолжительностью в 1/2, т.е. в половину длительности принятого полного звука. Стопица указывает на меньшую силу звука чем крюк. Ставится, соответственно, на безударных слогах, в местах где нет причин ставить особый какой-то знак с такой же длительностью, например запятую или палку.
Стопица с очком поется в два звука по 1/4 в нисходящем порядке, что по смыслу находится в согласии с темой покаяния. Второй звук имеет характер дополнительного украшения, поэтому зачастую поется с «ломкой вниз» или вообще не выпевается.
Переводка (стопица с двумя очками) несет функцию мелодического соединения частей песнопения. «Овогда за голубчик поется, овогда переводится» [7]. «За голубчик поется» — значит распевает слог внутри слова. «Переводится» — значит соединяет между собой слова или части песнопения. Это отражает духовный смысл переводки — непрестанное пение, пение без «разрыва», без остановки. Чаще всего «переводит» пение из мрачного согласия в светлое. Восходящее движение мелодии перекликается со смылом знамени — славословие возсылающе.
Переводка мелодически состоит из двух восходящих звуков длительностью по 1/4. Не имеет своей пометы звуковысотности — является зависимым от окружающих певческих знаков знаменем.

В любом виде (просто стопица, стопица с очком или переводка) стопица занимает в мелодии время звучания в 1/2.
Также переводка используется для начертания некоторых лиц и фит, при этом меняя свое мелодическое звучание в зависимости от попевки.
Заключение
Итог рассуждений таков. Разбор духовного смысла знамен обогащает певца в богословских знаниях и подвигает к жизни по Божьим заповедям, что несомненно приводит к повышению качества пения.
Знамя «стопица», этот рядовой труженик, смиренный, не просто смиренный – смиренномудрый, напоминает нам, чтобы мы смиряли себя в страхе Господнем, какими бы новыми знаниями и умениями не овладевали. В то же время, хочется воспринимать стопицу, как путь смирения вместе с волхвами, к Господу, который смирил Себя до человечества в Рожестве Своем.
Стопица с очком — призывает нас к искреннему покаянию.
Переводка — символ непрерывного пения хвалы Богу.
При всем разнообразии смыслов все три вида стопицы имеют нечто общее — смирение.
Без смиренномудрия нет постоянного славословия Богу. Без смирения не бывает покаяния.
В заключение приведу мысль, высказанную однажды большим знатоком нашего церковного пения и опытным руководителем хора — Дионисием Алексеевичем Синельниковым:
«Главное на клиросе в церковном хоре не голосоведение, не хороведение, не знание устава, а смирение. Смирение певцов перед головщиком, головщика перед хором, и всех вместе перед Богом».
| Автор(ы): | Павел Катаев |
|---|---|
| Источник: | 1. Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. Переиздание с 1900 года издательством «Отчий дом». Москва. 2007. 2. Солевая азбука. Печатное издание с гравированных досок, выполенное, предположительно, при Преображенском богадельном доме в Москве в нач. 1910-х годов л.134-135. «Имена знамени — како кое зовется и что толкуется». 3. Преподобный Иоанн Лествичник игумен Синайской горы. Лествица. «Сибирская благозвонница». Москва. 2009. 4. Преподобнаго отца нашего аввы Дорофея душеполезныя поучения и послания. Издательство «Правило веры» Московское подворье свято-успенского псковско-печерского монастыря. Репринтное издание 1995 г. издательством «Молодая Гвардия». Москва. 5. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т.5. Книга вторая. Издательство «Святитель Иоанн Златоуст». Москва. 2001. 6. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. «Русский язык». Москва. 1989. 7. Певческие азбуки Древней Руси. 3 тома. Шабалин Д.С. Изд. Советская Кубань. Краснодар. 2003. 8. Толковая псалтирь Евфимия Зигабена. Духовно-просветительское издание. ООО «Синтагма», М., 2010. 9. Феофилакт Болгарский «Толковый Апостол». 10. «Сказание учительно от священных писаний, и известие душеполезно духовных сияний в книзе сей». Начальная статья в служебном октае XVII века. Репритное издание из двух томов. г. Верещагино. ООО «Печатник». 2007. |

