Как исцелить падшего человека?

Как настроиться на милостыню? Разъяснение притчи о милосердном самарянине. Проповедь о. Василия Андроникова в 25 неделю по Пятидесятнице в Храме-колокольне Воскресения Христова на Рогожском.

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Почему столько много вроде бы синонимичных заповедей о любви к Богу?  Господь говорит и в Ветхом завете, и в Новом завете, что Бога можно любить не только устами и мыслями, а вообще всем своим составом, который человек имеет. По-славянски слово «крепость» означает всё существо человека. Человек крепок, как его создал Господь: мы можем что-то делать, строить, куда-то ходить, что-то тяжёлое нести. То есть человек должен всем своим составом, существом возлюбить Бога своего. И ближнего, как самого себя. Мы никогда не забудем накормить себя, удобно одеться, отдохнуть после работы. Господь говорит, что так же мы должны беспокоиться о ближнем своём: помочь в одежде, в питании, в трудах, но в первую очередь в его скорбях и нуждах.

«Исус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Исусу: а кто мой ближний?»

Для праведного еврея ближний – это только еврей.

«На это сказал Исус: некоторый человек шел из Иеросалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым».

Святые отцы очень интересно это место толкуют. Когда человек идёт в Иерусалим, он поднимается, поскольку город находится на возвышении, а когда идёт из Иерусалима, то спускается. Когда душа человеческая уходит от Бога, то она тоже спускается, идёт, куда глаза глядят в поисках страстей и грехов. Эти грехи приносят ей язвы. И вот эти разбойники есть грехи и страсти, к которым попал человек, который отдалялся от Царствия Небесного.

«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо».

Тем самым Господь показывает, что падшего человека уже не может исцелить Ветхий завет. Он тут безсилен. Поэтому приходит Господь в образе самарянина – есть даже такая икона. Господь помогает человеку. Можно быть евреем, можно быть русским, китайцем или кем угодно, но Господь спросит по делам, а не по национальности.  

«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».

Масло и вино – это образ таинств крещения, миропомазания, соборования и причастия. В то же время вино обеззараживает рану, а масло умащает её. Так и таинства даются нам, чтоб обеззаразить нас, убрать грехи и смягчить душу. Затем Господь эту падшую душу, побитую грехами и страстями, несёт в гостиницу, то есть в церковь. Гостиница – это временное пристанище, так и земная церковь является временным пристанищем. Мы должны стремиться в небесный Иеросалим, откуда ушёл Адам.

«А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал гостиннику (содержателю гостиницы) и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Гостинник – это епископ или священник, которому даётся временное попечение о душах человеческих. Господь даёт две монеты, как два завета: Ветхий и Новый. Ветхий не противен новому, не ещё не совершенен, но богодухновенен.  

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Исус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Это очень важное повеление Спасителя, которое обращено к нам. Чтобы мы творили любовь ко всякому человеку. Можно по-разному творить милостыню, но важно, чтобы человек был настроен на милостыню. Если у человека отторжение, то он будет думать, что нищие сидят и обманывают, кругом проходимцы. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: на то она и милостыня, что даётся недостойным. Также и в житии протопопа Аввакума говорится, как он помогал всем приходящим к нему: и нищим, и убогим, и страдающим греховными страстями.


Медиа:Игорь Ермаченков

Читайте также

похожие записи на сайте