
Рождественский пост является лёгким, если судить по пищевым ограничениям. Их несложно соблюсти, поэтому все духовные силы стоит бросить не на следование обрядам и внешней праведности, а по словам пророка Исайи и самого Господа, примиряться, творить милость и нелицеприятное суждение. Проповедь о. Василия Андроникова в 22 неделю по Пятидесятнице в Храме-колокольне Воскресения Христова на Рогожском.
Пророк Исайя говорил, что Господу не нужно, чтобы человек постился внешне, не вкушая определённую пищу. «Не того поста ищет Господь, – поучает Исайя. – А кого он поста ищет: отдай алчущим хлеб, нищих приведи в дом, разреши всяк союз неправды». То есть постарайся примириться, сотвори милостыню, не держи злобы, ибо такого поста ждёт Господь.
Если мы, слыша эти слова, их не творим, то мы не уподобимся жителям города Ниневия, которому уже была предсказана погибель, но горожане покаялись, и Господь сохранил каждого жителя. У нас всякие войны, болезни и мы не знаем того, что нас ждёт завтра, поэтому слова Исайи о посте, милостыни, добродетели и плодах веры ещё более актуальны сегодня.
Апостол Павел говорит в послании, что не оправдится человек делами закона, но только верою в Исуса Христа. Кто соблюдает закон и внешние обряды ради самих обрядов, ради внешней стороны, тот далеко отстоит от веры Христовой. Это означает, что самое главное – это то, о чём говорит Господь в Евангелии законникам, которые кичились внешней праведностью. Христос им говорит: вы забыли самое главное – суд и милость. Милость – это милосердие, снисхождение, поскольку, как говорят святые, когда мы творим милостыню, то уподобляемся Богу. Как Бог милостиво посылает свои щедроты, солнце и дождь, на богатых и бедных, праведных и грешных, так и мы, когда творим добрые дела, не взирая на лица, уподобляемся Ему.
Что же означает суд? Это правдивое, нелицемерное, нелицеприятное суждение. Об этом говорит апостол Иаков в соборном послании. Когда придёт в ваше собрание человек уважаемый и богатый, вы ему говорите: иди ко мне, встань рядом, пойдём поговорим. А когда придёт бедный, вы ему скажете: встань подальше, у дверей. На это апостол говорит: разве правильно поступили вы?
Господь учит нас смотреть в сердца. «Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу». Если совесть наша не скребёт нашу душу, то мы имеем дерзновение к Богу, имеем возможность просить Его, что нам нужно. Есть русская пословица: встречают по одёжке – провожают по уму. Мы её можем перефразировать, что христианин должен и встречать, и провожать по сердцу, не взирая на то, в какой одежде к нему кто пришёл. Если человек добрый, то прими его, каким бы он ни был, в какой бы ни пришёл одежде. Если скверный человек, то попробуй что-то сказать ему, а если не воспринимает, то как сказано в 33 псалме, «уклонися от зла и сотвори благо», опять же, не взирая на лица, кто перед нами. Не важно, заслуженный это человек или нет, взирая на сердце, мы и совершим суд и милость.
| Медиа: | Игорь Ермаченков |
|---|

