Свет жизни. Об отчаянии

Пришед же в себя сказал…пойду к отцу моему (Лук. 15, 17, 18).

Не столько губит грех, сколько отчаяние. Согрешивший, если будет бодрствовать, покаянием скоро исправляет свой проступок; а кто отчаивается и не кается, тот потому и остается без исправления, что не употребил врачества покаяния. Отчаяние сводит в самую бездну, тогда как неотчаяние скоро изводит и оттуда. Вот, смотри на силу того и другого. Диавол прежде был добр; но сделавшись беспечным и отчаявшись, пал в такую злобу, что после уже и не восстал. Павел был хулитель и гонитель, и обидчик; но как возревновал и не предался отчаянию, то и восстал, и сделался равным ангелам. Напротив, Иуда был апостолом, но предавшись безпечности, сделался предателем. Опять, разбойник, так как не отчаялся и после такой злой жизни, то прежде всех других вошел в Рай; фарисей, по самонадеянности, упал с самого верха добродетели; мытарь, не поддавшись отчаянию, так исправился, что упредил и фарисея. Хочешь, покажу тебе и целый город, сделавший это? Так спаслись ниневитяне. Хотя приговор повергал их в отчаяние, ибо пророк не сказал, что если они покаются, то спасутся, но просто; «еще три дня и Ниневия разорится» (Iон. III. 4); однако-же, несмотря на то, что Бог угрожал, и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не упали духом, и не потеряли доброй надежды. Бог для того не сделал ограничения и не сказал; если покаются, то спасутся, чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, и тогда не отчаивались, и не унывали, взирая на этот пример. И так, зная это, не будем никогда отчаиваться; ибо нет ни одного столь сильного оружия у диавола, как отчаяние. Поэтому мы не так радуем его, когда грешим, как когда отчаиваемся (св. Иоанн Златоуст).


Автор(ы):Подготовила Марья Преснякова
Медиа:Анатолий Бочкарев
Источник:Журнал "Церковь" 1911 г.

Читайте также

похожие записи на сайте