Форум в Казани – время новых форматов взаимодействия

Последние дни октября в Казани погода была теплой. Даже редкий дождь добавлял городу красок, покрывая улицы зеркальными бликами. Это были дни школьных каникул и город наполнила энергия молодости. Гостиницы заполнены шумными, суетными детьми из разных уголков страны, гостившие здесь на каникулах. Вся атмосфера города точно вторила очередному всестарообрядческому собранию, темой которого стали традиционные семейные ценности. После Москвы и Томска свой черед взяла Казань.

Интервью организаторов, отзывы участников и анализ события

Как родилась идея, форума и как она воплотилась, рассказывает настоятель кафедрального собора Казанско-Вятской епархии Роман Донцов:

— Поскольку 2024-й год стал годом семьи, мы не должны оставаться в стороне, а наоборот показать пример. В старообрядчестве многодетные семьи, крепкие семьи. Я обратился с идей проведения такого мероприятия к митрополиту Корнилию. Митрополит благословил. Владыка Ефимий поддержал. Мероприятие такого масштаба – большая финансовая нагрузка, и мы попросили содействия у Главы Татарстана Рустама Минниханова, и он пошел нам на встречу. Был создан оргкомитет, в который вошли представители администрации Татарстана, министерства культуры, медиа, представители мэрии. И с нашей стороны началась организационная работа, в которой мы определили план действий. И готовились на протяжении полугода, кропотливо, ежедневно прорабатывая это масштабное не только для Казани, но и для всего старообрядчества мероприятие.

«Я же до последнего не соглашался приезжать» – рассказывает прилетевший из Кишинева о. Андрей Вознюк о беседе с о. Романом.

«Откуда столько терпения?»

«На крест смотрю…» — ответил отец Роман

Не буду кривить душой, не только я ожидал от грядущего собрания типичного, официального по духу и атмосфере мероприятия, которое утомляет ворохом тем, выступлений, докладов, разговоров, которые неизвестно, когда дойдут до дела. Если дойдут вообще. Говорят, даже по той причине кто-то отказывался от участия. Видимо уже отчаялся найти в подобных собраниях реальную пользу общему делу. Но депрессивный тренд был сломлен. И мне вспомнился опыт маленького уральского села Бородулино, его жители проводят ежегодные Бородулинские чтения, на которых поднимаются насущные вопросы семьи, нравственности, роли мужчины и женщины в обществе, собирая мотивированную и благодарную публику. И дабы привлечь внимание людей к этим острым вопросам, бородулинцы организовали этнографический фестиваль, который собирает много гостей. Опыт села Бородулино являет потенциал идейной сплоченности в деле Христовой проповеди. И Казань подтверждает силу идейного единства, выводя её на более широкую аудиторию.

Хотелось сделать так, чтобы форум превратился в живой организм, чтобы люди почувствовали жизнь, захотели быть в атмосфере семейной и домашней, чтобы принципиально отношение к форумам изменилось, — рассказывает отец Роман Донцов.

Скажу, что это получилось. Когда люди заходили, они уже по привычке представляли, что их там ждёт, но всё было по-другому.

— Когда душу вкладываешь, когда продумываешь, программируешь мероприятие, закладываешь туда определенные смыслы, конечно, это совсем по-другому выглядит. Очень важно изначально эти смыслы заложить, прописать их для себя. Мы пытались в первую очередь подойти осмысленно, понять, что мы хотим заложить, и каким мы хотим видеть будущее мероприятие. Поэтому человек, который приходит, видит этот живой эффект. Это работает всегда, когда смысл заложен изначально. Это очень хороший опыт, чтобы дальше понимать, как выстраивать собрания такого рода. Мы увидели, что это работает, что можно брать на заметку и идти дальше к новым формам взаимодействия, чтобы в результате лежала практическая польза. Это самое важное, потому что разговоры должны приводить к каким-то действиям, — продолжает отец Роман.

Хранитель фондов Музея истории старообрядчества г. Казань Роман Царевский так описывает проведение форума:

По поводу форума могу сказать, что мероприятие прошло замечательно. Подготовка велась несколько месяцев. Представители Казанско-вятской Епархии РПСЦ, СМИ и власти обсуждали формат мероприятия и аспекты его воплощения, велась подготовка по созданию видеоролика, подарочных изданий, выставки. Само мероприятие было отмечено на самом высочайшем уровне. В Казань приехало большое количество участников. В Национальной библиотеке прошла торжественная часть, которая транслировалась в прямом эфире через страницу в ВК нашего музея старообрядчества. Вечером в Кафедральном соборе выступил хор Параклит. Ну, а мне лично очень понравился второй день. Участники поделились на две основные группы. Одни ушли на форум, и там, по их воспоминаниям, было «довольно жарко». А мы (тут отмечу, что это была довольно своеобразная группа, состоящая из специалистов по теме истории старообрядчества) отправились на изучение потаенных мест Свияжска. С нами была экскурсовод Лиля, и мы могли посещать любые выставочные пространства и площадки на острове, чем мы и воспользовались. Тут и Успенский Собор, обычно закрытый для большого числа посетителей, с его древними фресками периода царя Бориса Годунова, и колокольни со звонницами, и выставка кирпичных клейм, и экспозиция старообрядческих живописцев. Особо понравилось в археологическом музее дерева. И то, что нас не просто водили по заведомому плану, а мы шли и посещали именно то, что нам было интересно и на что у нас хватило сил. Мне лично еще в эти дни пришлось провести самому несколько экскурсий по музею старообрядчества. В первый день форума нас посетил Александр Александрович Терентьев, представитель администрации Президента РФ. Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие, и, конечно, гостей. Основную ношу по проведению мероприятия взвалили на себя о. Роман Донцов и м. Марья Софроникова.

Самое сложное… Трудно сказать, что сложное. Очень много было согласований. Нужно было, чтобы все инстанции и администрации согласовали, каждую деталь.Это процесс не быстрый, не простой, успеть в срок, собрать документы и подготовить всю документацию.

Историк Сергей Зеньковский, описывая времена притеснения старообрядцев, пишет, что мусульмане оказывали им помощь в исламских регионах. Татарстан республика мусульманская, легко ли получалось находить общий язык с администрацией?

— В Татарстане стараются соблюдать нейтралитет, чтобы не было какой-то одной доминирующей религии. В этом смысле равно распределяется внимание и уважение ко всем религиям. И благодаря этому старообрядцы имеют возможности большие, чем в других регионах. В Татарстане мы находимся в более выигрышном положении. Здесь присутствуют и мусульмане, и все остальные религии. Взаимодействие с самими мусульманами у нас добрососедское, как и с представителями других религий. Это в Татарстане, впрочем, принципиальная политика. Но и мы поддерживаем эту политику, потому что мир в Республике — это одна из важнейших задач для всех. Поверьте, в этом все заинтересованы. Мы всегда участвуем в светских, государственных мероприятиях совместно с мусульманами, куда нас приглашают, где помимо мусульман, могут присутствовать и католики, и новообрядцы. Мы живем в мире, согласии и отношения у нас добрососедские, — рассказывает отец Роман.

— Расскажи, как ты сам оцениваешь проведение форума? Были достигнуты те внутренние цели, которые ставились изначально?

Были достигнуты даже те цели, достижение которых мы и не предполагали в результате работы форума. Но прежде всего основной своей задачей было показать миру хороший пример крепких семей, пример многодетства, пример того, что семья является фундаментальной ячейкой. И то, что нужно сейчас говорить о семье в силу вызова времени, которое пытается эту тему увести в другую сторону.Сегодня необходимо защищать институт семьи и показывать добрый пример, что мы и хотели сделать, организовав этот форум. Показать старообрядчество, которое богато своими традициями, семейными традициями, многодетными семьями, то есть всю красоту семьи. Это одна из главных задач, чтобы все общество наше современное увидело этот добрый, красивый пример и захотело ему следовать. Ну и, конечно, это репутационная история, когда старообрядцы посредством вот этих главных задач еще и решают параллельные, сопутствующие цели, такие как популяризация истинной веры, что тоже очень важно. Такую возможность мы видели в этом форуме, где и Глава Республики присутствовал, министерства и ведомства, представители ЗАГСа, мэрии. Все эти чиновники, конечно, были впечатлены, на мой взгляд, презентацией старообрядчества. Велась прямая трансляция, чтобы не только присутствующие могли слышать выступления. Некоторые приходы даже собирались в храме, включали трансляцию на большом экране и таким образом участвовали. И в этом смысле такое расширение горизонтов нашего форума, мне кажется, тоже очень значимо.Важно показать, что старообрядцы – люди современные, с богатой историей, а не просто славятся тем, что когда-то было давно, живя воспоминанием о былых временах. То, что мы сегодня продолжаем активно развиваться, укреплять семьи, рожать детей, что у каждого своё дело, мы отразили в наших выставках, — говорит отец Роман.

Расскажи, как они были организованы?

— (о. Роман Донцов) Логика этих выставок была специально выстроена. Мы сначала представили фундаментальную основу веры, чтобы показать, на что опирается старообрядчество в первую очередь. Вторая инсталляция была посвящена семье, многодетной семье, молитве в семье, семейным ценностям. И третья выставка, третья инсталляция формировала культурологическую атмосферу, показывающую, что старообрядцы многое сделали, и делают для России в целом, что труд и деятельность — это фундаментальные основания.

Также была представлены выставка традиционных костюмов, выставка «Семейное дело», где показана деятельность семей – архитектура, производство, рукоделие, пчеловодство. Выставка стала некой краткой иллюстрацией того, что сегодня старообрядцы опираются на веру, на семью и на деятельность, которая здесь представлена.

А на верхней части у нас была фотовыставка, которая тоже была признана показать богатство и силу семьи, где на фотографиях были представлены многодетные семьи, крепкие, из разных уголков, дедушки и бабушки с многочисленными внуками. То есть в целом тема семьи была там освещена, чтобы каждый, кто пришел на это мероприятие, не только прослушивал доклады, но и погрузился в атмосферу старообрядческого духа. Который постарались многогранно передать людям, и как будто бы нам это удалось. Ко мне подходили люди, и даже сам Рустам Нургалиевич в своём слове выразил, что здесь очень приятная аура.

Анастасия Широкова – волонтер.

29-30 октября состоялся долгожданный всероссийский старообрядческий форум «Традиционные семейные ценности». В форуме я участвовала в качестве волонтера. Хочется отметить, что темы докладов, которые были подняты в первый день форума, и круглый стол в Свияжске вызвали большой интерес у слушателей, а это значит, что форум прошёл не зря. Конечно нельзя не отметить и выступление старообрядческого мужского хора «Параклит», который сумел представить знаменное пение во всей его красе. На протяжении этих двух дней царила невероятная атмосфера единства и сплочённости. Слава Богу, что у нас есть сейчас возможность собираться на таких мероприятиях!

Несколько дней прошло с завершения форума, внутренняя оценка минувших событий проведена и уже, наверное, начинаешь думать о будущем. Вопрос такой, что дальше?

— (о. Роман Донцов)Мы увидели, что те темы, которые звучали в докладах, были живыми темами, которые многие люди хотели продолжить обсуждать. Это значит, что они не просто формально были зачитаны и положены под сукно, но у них есть продолжение.И здесь мы видим необходимость в том, чтобы обозначить некие векторы и направления, которые мы через озвученные доклады выделяем в два основных спектра, их и можно было бы развивать. Тема образования, она очевидно стала очень яркой. И тема деятельности, предпринимательства. Например, инициатива наших предпринимателей с созданием ассоциаций для дальнейшего взаимодействия на благо церкви и общества. Поэтому из этого мы делаем вывод, что необходим уже такой специфический форум или конференция, где уже предметно обсуждать какие-то проектные решения по тем проблемам, которые были озвучены.Было даже несколько таких предложений. В частности, провести форум в Краснокаменке (Крым) на тему образования, где можно было бы сообща искать решения и кооперироваться. Звучало предложение собрать отдельный старообрядческий бизнес-форум, где поднять проблемы предпринимательства. У нас есть много достаточно хороших, крепких предпринимателей, но они все разрознены, и порой даже сами друг друга не знают. И никакой совместной деятельности у них нет. Этот форум создал такую возможность. Важно создать условия для знакомства людей, для кооперации, для того, чтобы по результатам этого совместного форума мы смогли бы найти общие точки развития.И так получилось, что наши предприниматели, которые были на этом форуме, познакомились друг с другом. Это мощный коммуникативный эффект таких мероприятий.

Авраам Калугин переехал из Бразилии в Россию, чтобы продолжать заниматься земледелием.

— Надо заниматься бизнесом – это даст независимость. — Председатель общественной организации «Содействие в переселении и адаптации соотечественников-старообрядцев»

Подготовка мероприятия требует колоссальных усилий. Расскажи о поддержке близких.

— (о. Роман Донцов) Моя супруга, м. Анна поддержала и на протяжении всей подготовки была всегда рядом. Старалась со своей стороны участвовать во всем. На ней был весь процесс подготовки обедов, организации столов. Эта часть полностью её заслуга, что гости были сыты и довольны. Матушка Мария (Софроникова) была правая рука, на ней лежала задача по организации всех выставок. Мы работали таким образом. Я удерживал все стороны. И были отдельные помощники, которые вели каждый свое направление.

Команда молодых волонтёров помогла встретить, разместить, даже в гардеробе повесить вещи, зарегистрировать. Все ребята молодцы.

Волонтер Глафира Яблонская.

Я могу отметить, что это был такой всеобщий старообрядческий праздник. То, чего, на самом деле, очень не хватает у нас сейчас, когда люди просто собираются пообщаться, обменяться своими мыслями, когда нет никакого негатива. То есть это очень важное объединяющее мероприятие для всех нас.

Модератором второй части пленарного заседания стал председатель Новосибирского отделения союза архитекторов России Петр Долнаков. Участникам приходилось примерять на себя новые роли – характерная особенность, которая демонстрирует способность старообрядчества включатся в задачи разнохарактерные и нетиповые, адаптироваться к различным условиям и сохранять при том идейную стройность и целостность.



— Как человек неравнодушный и единомышленный, – отзывается отец Роман о Петре Долнакове, – он с удовольствием согласился модерировать вторую часть форума, и очень достойно свою роль выполнил.

Ну, я могу сказать, что этот форум дал свой колоссальный эффект, — рассказывает Петр Долнаков. — Во-первых, это возможность высказаться людям с разными взглядами, и для современного старообрядчества это очень ценно. Высказаться людям, которые мыслят с позиции жизни в миру. Наша церковь состоит из священнослужителей, которые, несомненно, главенствующие в церковных делах. Но есть еще население, голос которого не менее важен. У нас фактически сложилась модель собора. Соборность проявилась, когда разные люди, разных слоев, от миллионеров до простых женщин, многодетных чувствовали себя на равных. Почему? Потому что был нейтральный фон. Правительство Татарстана создало его, и на этом фоне мы могли спокойно говорить. Эта практика нам показала наши болевые точки:

  • образование,
  • здоровье христианина, физическое и психологическое,
  • цифровая реальность,
  • стремление деловых кругов к самоорганизации.

Ну и конечно это колоссальный обмен опытом. Это задачи, ради которых стоило собраться. Добавим к этому представленную на форуме географию церкви.

Чего только стоил рассказ о том, что делают наши африканские братья, какие у них способы и механизмы в организации церкви и обучения. Это, конечно, вызывает отдельное уважение, потому что нигде об этом не услышишь со сцены. Об этом никто не говорит. Угандийский протопоп Иоаким Валусимби так по-честному отчитался, чем они занимаются.

О. Сергий Бобков, Белая, Криница, Украина.

В качестве плюсов: люди собрались, общаются, других подобных поводов и площадок не так много. Мы взаимодействуем с властью, не можем закрыться от мира, это противоречит принципу вселенскости Церкви Христовой, проповедь которой мы обязаны нести. Люди пример многодетной семьи увидели, а пример людям необходим.

На твой взгляд, каким будет развитие всестарообрядческого диалога?

— (Петр Долнаков) Я считаю, что следующий этап — это профильные интенсивы, когда мы говорим о профильных проблемах в сфере здравоохранения, бизнеса, образования. И потом эти интенсивы и складываются в какую-то конкретную повестку решений, которые отрабатываются. Мне видится такая конструкция. Это очень оперативный инструмент. А наша задача, конечно, обеспечить возможность развития общины. Община — это не только богослужение, но это еще и сопутствующая инфраструктура. Чтобы мы не были в рабах у людей, у которых есть деньги, есть ресурсы, мы должны развивать общину. Община — это жизнь в миру. Вкратце, наверное, вот так тебе ответил бы.

То есть касательно будущих собраний подобного формата – это потребность в тематическом разделении по секциям и направлениям решаемых задач?

— Вообще, если честно, когда наши эти старообрядческие истории слушаешь, к примеру, Михаила Овчинникова, как он рассказывает о переселении через четыре континента, так это вообще готовый конфессиональный сериал. История, как Стабблбайн из Америки в старообрядчество пришел, или Беньямин Форрестер из Швейцарии стал казаком. Тут бери любую историю, разворачивай ее о силе личности. Мысль такая пришла, просто вперед забегаю. Мы очень здорово отстаем в медиа-освещении.

Это так, но с освещением в СМИ, маркетингом и медиа нужно работать и работать.

— Я тебя поддержу. Что мне не понравилось, честно. С этим сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности, как архитектор, бюро свое, еще союз архитекторов возглавляю. Надо формировать свои медиа под эти события. То есть мы медийно отстаем, это событие немножко провисло в медиа. То есть СМИ были собраны только республиканские.Федеральные медиа здесь не были представлены так как надо. Это на перспективу. Нужно готовить информационную кампанию по разогреву, по освещению и по анализу. Когда все эти три этапа освещены и представлены в медиапространстве. Это очень важно, потому что это дает эффективный информационный отклик. Сейчас все внутренне насладились, пообщались и уехали. А вот информационный след сети гораздо дольше.

Я увидел, если честно, что священнослужители вполне раскрылись. Они поняли, что народ-то живой, он хочет что-то делать, есть какая-то активная часть, которая готова к действию.

Такие вот форумы позволяют выделить лидеров мнений, позиций и снять нагрузку со священства. Потому что на них сейчас она лежит колоссальная. Они и психологи, и хозяйственники, и занимаются проблемами, которыми вообще не должны заниматься. Которыми должна заниматься община. Но община спит. Два раза в неделю собираются в храме, это в лучшем случае, а пять дней в неделю живут своей жизнью.

О. Артемий (Ефимов) Сочи.

— Я увидел, что люди не просто собрались, поговорили и разошлись, а уже настроены объединятся и работать над разрешением обозначенных задач.

Расскажи, какие позитивные моменты ты бы выделил сейчас, после того как форум завершился и можно делать выводы?

(Петр Долнаков) Огромный плюс прошедшего форума — это синергия поколений. Молодые ребята уже готовы наравне со взрослыми вести диалог. У нас молодежь зрелая на самом деле, чтобы молча сделать такую волонтерскую работу, которая была сделана, где все было структурировано четко по задачам, по целям, по позиционированию, по поведению. Если честно, это большая беда большинства проводимых мероприятий сейчас. Когда у тебя волонтер с каким-то гнилым лицом, это портит все ощущения, какие бы положительные они ни сложились. А здесь глаза у всех горят. И я думаю, что можно больше делегировать молодежи и больше ее включать в плановые обсуждения. У нас по сути был форум зрелого человека, мы говорили о своих зрелых проблемах, людей с детьми, женатых, домашних, семейных, а вот молодежь идет следом, у них есть свои запросы. У них есть свои проблемы. Они живут вообще в мире, который нам неизвестен, фактически-то. И вот эти точки соприкосновения с их миром, какие-то ожидания, – это вот то, что надо делать тоже достаточно интенсивно и регулярно, чтобы у них открывались какие-то доверительные отношения со старшим поколением. Важно и необходимо их подтягивать всячески и давать им возможность как-то себя реализовывать.А такие форумы — это классная площадка, просто даже для того, чтобы оставить их рядом с церковью вообще. Мы же понимаем проблему современного мира, что молодёжь уходит из церкви, но когда она видит, что там есть дело и свою задачу в этом общем деле, то это, как минимум эмоционально привязывает.

— Мы, кстати, с друзьями разговаривали об этом. То, что нужно давать возможность молодёжи тоже присутствовать, но молодёжь была только в качестве волонтёров, делится Глафира Яблонская, она была волонтером на форуме. Это не первое её участие в организации мероприятий, весной в составе молодой команды организаторов Жен-Мироносиц Глафира занималась освещением праздника в Телеграме. У нас очень много есть такой продвинутой молодёжи, инициативной, которой нужно смотреть, как проходят такие мероприятия, получать, какой-то свой опыт, чтобы в своё время тоже подняться на ступеньку выше. На Жен-Мироносиц было что-то подобное, это собрание инициатив, где выступали как раз ребята и рассказывали о инициативах, которые проходят в старообрядчестве.

— Ты говоришь про инициативы, а если добавить конкретики, что молодежь могла бы сказать? Какие темы поднять?

— (Глафира Яблонская) В данном форуме, который проходил, было бы здорово, чтобы молодежь просто присутствовала и слушала. Я не говорю про какие-то выступления. В рамках того, что молодежь могла бы рассказать и выступить, то это скорее про какие-то образовательные платформы в пении. Я знаю людей, которые хотят сделать онлайн-курсы по церковному уставу, у которых очень много на самом деле идей. У молодежи есть свой оригинальный взгляд на все это дело. Какие-то новые идеи, которые, к сожалению, не всегда с радостью принимаются и допускаются, потому что очень много консерватизма. Наверное, просто молодежь серьёзно не воспринимается до сих пор. Наверное, в этом отчасти причина.

Проблема отцов и детей?

— (Глафира Яблонская) Ну, она извечна… Но это все временно. У меня лишь огромная благодарность ко всем абсолютно организаторам и инициатором данного форума. Потому что, ещё раз повторюсь, это был такой большой праздник единения духа и объединения вообще всех в единое целое. Потому что у нас и внутри старообрядчества есть достаточно тем, в которых разделяются мнения, и подобные мероприятия нас очень сплачивают. Когда такая неформальная обстановка, нет причин для каких-то разногласий и споров. И люди могут просто отдохнуть, пообщаться, набраться каких-то новых знаний, опыта знакомств.

Итоги

Старообрядческий форум в Казани – это действительно значимое событие, которое заслуживает широкого освещения.

Форум в Казани стал значимым событием для старообрядчества, продемонстрировав следующие ключевые аспекты:

  • Единство и сплоченность: форум способствовал укреплению единства и сплоченности среди старообрядцев разных поколений и регионов.
  • Сохранение традиционных ценностей: участники подчеркнули важность сохранения традиционных семейных ценностей как основы старообрядческого уклада.
  • Диалог поколений: мероприятие послужило платформой для конструктивного диалога между старообрядцами.
  • Взаимодействие с внешним миром: форум продемонстрировал эффективность взаимодействия старообрядцев с государственными органами.
  • Новые форматы и инициативы: участники обсудили новые форматы взаимодействия, такие как тематические форумы и бизнес-сообщества, для решения актуальных задач общины.
  • Роль молодежи: подчеркнута важность вовлечения молодежи в жизнь общины и предоставления ей возможности принимать активное участие в ее развитии.
  • Перспективы развития: форум стал отправной точкой для дальнейшего развития старообрядчества, обозначив приоритетные направления работы, такие как образование, предпринимательство и сохранение культурного наследия.

Ключевые вызовы и задачи:

  • Сохранение традиций в условиях современного мира: необходимо найти возможности проповеди традиционных ценностей и ответы на изменяющиеся условия жизни общества.
  • Взаимодействие: важно развивать внутриконфессиональный диалог и сотрудничество.
  • Укрепление института семьи: необходимо предпринимать активные меры для укрепления института семьи и положительного образа многодетной семьи.
  • Развитие образования и предпринимательства: следует уделить особое внимание развитию образовательных программ и поддержке предпринимательских инициатив среди старообрядцев.
  • Информационная открытость: важно активно использовать современные информационные технологии для популяризации старообрядчества.

Заключение

Всероссийский старообрядческий форум в Казани стал важным шагом в развитии старообрядческой идеи. Он продемонстрировал ее жизнеспособность, способность к самоорганизации и готовность к диалогу. Для дальнейшего развития всестарообрядческого движения необходимо продолжать проводить подобные мероприятия, укреплять сотрудничество между различными регионами и поколениями, а также активно работать над решением насущных задач с позиции христианских ценностей.


Автор(ы):Анатолий Бочкарев
Медиа:Александр Говоров, Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте