
8 октября в 8 часов вечера (по Москве) «Старообрядцы» выложат для всех желающих на своём сайте и в соцсетях документальный фильм Анатолия Бочкарёва «Агафья и Сонечка» об известной таежной отшельнице Агафье Лыковой и маленькой девочке Соне, прикованной к инвалидному креслу. Режиссер фильма рассказал в интервью, как создавалась картина, какой опыт он и съемочная группа приобрели во время съемок и почему фильм имеет потенциал достучаться и до зарубежного зрителя.
— Расскажите, пожалуйста, как родилась идея фильма?
— Видимо, Провидение. В целом хотелось более глубокое кино об Агафье Лыковой. И так получилось, меня будто взяла некая сила – она даже задуматься не дала. Берешь и делаешь, и все получается само собой, но в свое время.

— Долго ли шел съемочный процесс?
— Мы снимали два года, с 2021 по 2022 год. Всего было две экспедиции: одна летом, вторая зимой. Это был потрясающий опыт. Тишина тех мест не сравнима ни с чем. Там, в этой тишине, оказываешься наедине с собственной душой. И много о себе начинаешь узнавать. Человеку, привыкшему к городской суете, к постоянному шуму и движению эта природная среда становится настоящим испытанием.
Хотелось снять тот фильм, который принесет в наш мир больше света, любви и даст пример силы духа выстоять в любых испытаниях. Людям сегодня это важно.

— Кто главные герои фильма? Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
— Про Агафью Карповну Лыкову мы все знаем еще с 80-х годов – тогда о ней в «Комсомольской правде» вышла серия статей Василия Пескова. А Сонечка — ребенок-отказник. Её приёмная мама Наталья делает все чтобы девочка смогла ходить, преодолев недуг родовой травмы. И вот она своей приёмной маме Наталье как-то поведала свое желание – увидеться с Агафьей Лыковой. Тогда у нас и встал вопрос – как же это можно осуществить. Ведь Агафья живет далеко в тайге, туда только на вертолёте, либо на лодке добираться. Со временем стало понятно, что отвезти туда Соню не получится, да и в этом мало смысла — гораздо важнее ведь духовная связь между Соней и Агафьей. Поэтому Сонечка написала письмо – рисунок, на котором изобразила саму Агафью.

— А что для вас было самым сложным в съёмках?
— Смирение. Сложно было принять, что фильм создается в своем собственном ритме. А я будто бы лишь проводник, через который реализуется этот замысел. Потребовалось определённое спокойствие, чтобы это понять, не торопиться, научиться делегировать команде, где каждый знает своё дело. И всё сложилось само, наилучшим образом.
— Вы какой-нибудь урок для себя вынесли в процессе съёмок?
— Ещё какой. Сейчас, например, работаю над книгой, сравниваю отношению людей ко времени в разные эпохи. Мы ведь сейчас живём в моменте, здесь и сейчас. А раньше отношение ко времени было абсолютно иным. Время тесно переплеталось с вечность. И вот это свойство настолько ярко отразилось в Агафье Карповне, она воистину из прошлой эпохи.

— Большая ли команда работала над фильмом?
— Команда небольшая, но профессиональная. И здесь нужно выразить огромную благодарность нашему продюсеру – Сергею Сергеевичу Кондрашову. Он выступил двигателем всего процесса. Поддержка и участие каждого — это неоценимый вклад в общее дело.
— Показывали ли вы свою картину на фестивалях?
— Фестивальная история у нас завершилась. При этом наш фильм успел взять награды как лучшее короткометражное кино. Но самой важной наградой было живое общение со зрителем. Благодаря международному кинофестивалю Arctic open удалось организовать показы и онлайн пообщаться со зрителями нескольких десятков городов и деревень нашей необъятной Родины. Но одна из самых потрясающих встреч была с воспитанниками Архангельской воспитательной колонии. «Будет тяжело – посмотри это кино», — получил я такой отзыв. Разве слышать это не высшая оценка результата работы всей команды?! Низкий поклон всем, кто поддержал.

— А как вы думаете, у фильма есть потенциал для показа за рубежом?
— Да, конечно. Мы планируем показать его в зарубежных странах, пока не могу раскрыть в каких. Много людей интересуются русской культурой, русским языком, русским мировоззрением и мироощущением.
— В завершение нашей беседы задам самый сложный вопрос. Любой фильм – это всегда авторское высказывание. Что вы хотели сказать своим фильмом?
— Действительно сложный вопрос. В работе над фильмом вообще все было не просто: он буквально жил своей жизнью. Как только приходило определенное время, получался новый этап работы над ним. Поэтому тут вернее отталкиваться не от того, что я хотел сказать этим фильмом, а от того, что он хотел сказать мне и всем нам. Он изменил всех причастных к его созданию. Знаете, кто из нас не мечтал о машине времени, чтобы заглянуть в прошлое, и увидеть человека другой эпохи. А в итоге через это кино получилось прикоснуться к вечности. Дотянутся к иной грани нашего бытия.
| Метки: | Агафья Лыкова |
|---|---|
| Автор(ы): | Александра Баландина |
| Медиа: | Анатолий Бочкарев |

