Митрополит Корнилий объяснил, зачем, кому и как нужно прощать

Митрополит Корнилий на воскресной проповеди в Покровском кафедральном соборе на Рогожском разобрал очень важный вопрос прощения врагам. Почему мы должны прощать зло? Всем ли мы должны прощать и нужно ли противиться злу? Как именно нужно прощать ближним?

Главное в жизни христианина – это спасение своей души и обретение Царствия Божия. Как же может спастись? В сегодняшнем Евангелии мы находим такой простой совет для нашего спасения: прости  — и тебе будет прощено. И тогда это прощение открывает дорогу к вечной жизни.

В Евангелии мы слышали произнесенную некогда божественным учителем Исусом Христом притчу о прощении должника царем (Мф. Зач. 77). <…> И заканчивает Господь притчу так: и Отец Мой Небесный не отпустит вам согрешений ваших, если вы от всего сердца не простите проступков своих ближних. Последними словами и объясняет Господь значение притчи — в ней мы видим бесконечное милосердие Божие к человеку и жестокое отношение человека к своему собрату.

Кому прощать, а кому отвечать?

Мы должны научиться прощать, поскольку Господь говорит, что принёс новый завет, который возвысил тот старый, ветхий завет, который говорил: око за око и зуб за зуб. То есть отомстить за зло, но не больше того, что было сделано. Но Господь заповедал любить врагов, милосердовать к ним, и если они бедствуют, то накормить и напоить. Но здесь возникает вопрос, который смущает многих. Есть течение непротивления злу насилием, которое развивал Лев Толстой.

Чтобы решить этот вопрос, нужно различать, кому же мы противимся? Одно дело, если противимся своему личному врагу, а не прощаем и не милуем, как это делал Господь, когда Его распинали – молил Отца своего простить им, «ибо не ведают, что творят». Это были его личные враги. Но если это враги Отечества, которые пытаются сокрушить церковь, православие, как это сегодня происходит со стороны безбожного Запада, то на это нужно, конечно, отвечать. Мы знаем из истории нашего государства, что многие приходили на Землю Русскую, чтобы одолеть нас и уничтожить православие: французы, поляки, немцы, татары и кого только не было. Тогда выходили русские люди, чтобы защитить своё Отечество, близких, землю.

Итак, если это личное зло, то надо прощать. Личное прощение от одного человека к другому милует, но если мы этого не делаем, то мы, конечно, подвергаемся наказанию Божию. И когда кто-то говорит, что у него много личных врагов и как он их терпит, как милосердует и как ему трудно, то тут надо посмотреть на себя и спросить: как меня терпят окружающие с моими недостатками и грехами? Начинать нужно с себя.

Милосердие к ближним мы должны понимать, как в первую очередь к нашим единоверцам, также не должно быть вражды в семьях. Но и, конечно, быть милосердным к тем, кто пока ещё не наши, и этим как раз привлекать к своей церкви и общине. Как раз первые христиане этим и привлекали окружающих язычников – любовью и милосердием.

Мы должны понимать, что мы грешны перед Богом и, конечно, надо прощать, если Господь нас милует. Примером нам является Иоанн Милостивый. Некогда святому стал говорить грубые и бранные слова нищий, которому показалось, что ему дали слишком малую милостыню. Грубияна и ругателя окружающие хотели унять побоями, но незлобивый Иоанн остановил их такими словами: «Оставьте его в покое, как мне не перенести одного оскорбления от брата моего, когда я сам в продолжении шестидесяти лет непрестанно оскорбляю греховными делами Господа Исуса Христа?»

Как именно прощать?

Мы также должны простить своих близких, поскольку мы и сами грешники, так мы должны понимать себя. Простить не только словами. Например, в Прощёное воскресение говорят друг другу «прости», но потом всё равно враги остаются и на сердце остаётся какая-то злоба, недоверие и ненависть. Неслучайно Господь в этой притче говорит: «Прости от всего сердца». Это очень важно, чтобы на сердце не оставалось злобы. Блаженный Августин поясняет: «Не говори языком прощаю, а сердцем иное, ибо знает Бог, как говоришь. Глас твой человек слышит, а совесть твою — Бог зрит. Если говоришь оставляю — оставь; лучше не кричи устами, а оставь сердцем, нежели, ласкательствуя языком, злобу питать в сердце». Господь милосердный говорит: «Суд без милости не сотворшим милости» (Иак. 2, 13).

Если действительно мы хотим спастись, то в нашей душе не должно быть вражды ни к кому. Потому что душа, у которой есть вражда, не может войти в царство любви, милосердия, в Царствие Божие. Это неприемлемо. Поэтому Господь нас в очередной раз наставляет, подсказывает, что мы должны уметь прощать своим ближним. Постараемся примириться со всеми, дабы тем восстановить нам мир с Богом, не будем мстить за себя обидчикам, дабы и Бог нам не мстил; забудем зло, которое нам сделали ближние, дабы и Отец наш Небесный простил наши грехи; сделаем то, что Христос нам повелел — простим ближних, и Он исполнит обещанное — оставит нам долги наши.


Медиа:Анатолий Бочкарёв

Читайте также

похожие записи на сайте