Образ Алексия человека Божия и Марии Египетской

Икона, находящаяся в собрании С. П. Рябушинского, по написанным на ней избранным святым Алексием человеком Божия и Марии Египетской имеет несомненное соотношение к Дому Романовых, по изображенным святым со именитым царю Алексею Михайловичу и царице Марье Ильиничне, и, надо полагать, она была написана в царской иконописной палате, или же патриаршей, во всяком случае, икона является весьма характерным памятником русской иконографии половины XVII века и даже, может быть, была «благословенной» или же «подносной» в нарочитый к тому день царю. К сожалению, точно установить это невозможно; ибо не все вклады были царскими дьяконами записаны. Обращаясь к сему любопытному памятнику московских писем, нельзя не видеть в нем высокого мастерства художника – иконописца, который владел строгим рисунком, тонким колоритом, все это говорит за первоклассного «жалованного» мастера оружейной палаты.

Изображение святых весьма своеобразное, в особенности Марии Египетской, ее фигуры и одежды, не лишен характерности и Алексий человек Божий, который изображен на беловато – желтоватом свету (фоне) в виде подвижника, с молебна приподнятыми руками к изображенному Спасу Емануилу, находящемуся выше, в облаках. Иконописец изобразил, согласно сказанию жития, об его подвижническом образе жизни: «Будучи единственным сыном богатых и славных родителей в Риме Ефимеана и Аглаиды. Презирая блага мира, святой Алексий отказался от всех удовольствий мира, умерщвлял свою плоть и носил власяницу. В день своего брака оставил дом своих родителей и на корабле удалился в страны восточные. Прибыл в Едес, где провел 17 лет в рубище нищего, там он жил на церковной паперти, питаясь милостынею, утруждая себя постом, церковным бдением и молитвами. Когда же его святая жизнь приобрела ему уважение и удивление, и почитание, тогда он, убегая от славы мира, возвратился в свое отечество и неузнанный родителями спросил у них хижину на дворе и, как нищий, терпя оскорбления от рабов своих родителей, прожил здесь 17 лет до своей кончины, последовавшей в 411 году по Р. Х. При погребении его, ознаменованном чудесами, воздали ему хвалу император Гонорий и папа старого Рима Иннокентий и множество граждан».

Характер сего образа усвоен в древнем новгородском рукописном подлиннике конца XVI века, где прямо указывается на его сходство со святым Иоанном Предотечею: «Алексий человек Божий, аки предтеча; руки к сердцу, риза празелень дичь»

В таком же характере изображена св. Мария Египетская и также с молебно приподнятыми руками к Спасу Емануилу, при чем правая рука имеет двуперстное сложение, в остальном согласно ее житию; «Мария, предававшаяся в своей молодости постыдной жизни, пришедши в раскаяние, поселилась для подвигов покаяния в горной Иорданской пустыне, где и пробыла 47 лет в слезах и молитвах, питаясь пустынными растениями и не имея в покровах одежды никакой защиты от солнечного зноя и зимнего холода, будучи однажды встречена незадолго перед своею кончиною святым старцем Зосимою, исповедала свою жизнь и через год приняла от него святых Христовых Таин, с миром почила в 522 году по Рождеству Христову»

Согласно сему значится запись в новгородском рукописном подлиннике, где говорится: «У Марии плечо голо и ребра, оба стоят (в пустыне) на Иордане, гора низка, вохра с белилы, дичь; над Ерданом около его деревца, не на Ердане». Икона сравнительно хорошей сохранности была расчищена А.В. Тюлиным, после чего открылась пробелка в одеждах золотом, а венцы проплавлены (стушеваны) серебром. В верху имеется надпись славянскою вязью. Доска кипарисовая, с одним углублением и на двух шпонках.


Автор(ы):Подготовила Анна Преснякова
Источник:Журнал Церковь 1913 г.

Читайте также

похожие записи на сайте