Бородулинские чтения – 2024: насаждение сатанинского мифа, приходское образование и казаки-некрасовцы

Вторая серия видеозарисовок под заголовком «Бородулино как пример христианской проповеди» посвящена не играм, но последним прошедшим чтениям в уже знаменитом пермском селе. Именно чтения являются главным идеологическим камнем, которые создатели фестиваля заложили во главу угла. Христианство, традиция, семья, образование стали важнейшими темами, которые занимали умы выступающих «Бородачей в Бородулино», которые являются показательной низовой народной инициативой – чем так сильно старообрядчество.

Известный режиссёр Анатолий Бочкарёв рассказал о работе над книгой «Сила женщины», в основу которой ложится житие боярыни Морозовой, адаптированное под русский язык. В следующем году будет отмечаться 350-летие мученической смерти главной боярыни Руси.

Второй проект – это перевод работы исследователей Штрауса и Хау о цикличности истории. В основе этих трудов лежит «Диалектика мифа» Алексея Лосева, который считал, что люди смотрят на этот мир через призму мифа, и все традиции, которые есть, формируются мифом. Он написал: «Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность… Миф – не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определённейшую структуру и есть логически, т.е. прежде всего диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще». То есть это основа, через которую мы видим этот мир.

Но в середине XVII века произошёл раскол, насильственная замена христианского мифа, когда знать, власть посмотрела на Литву, Польшу и восприняла их образ мысли, поведения, мировоззрения и миросозерцания: можно закрепостить человека, устроить на Руси крепостное право, убрать его свободу и лишить человека его свободы воли, свободы выбора. Но почему русский человек с этим не согласился, предпочёл даже умереть, нежели потерять свою свободу? Потому что он внутренне, душой своей чувствовал христианский миф, который гласит о том, что сам Господь спустился на землю, вочеловечился и за грехи человеческие был распят. О чем это говорит? О том, что человеческая природа была вознесена до уровня божества. И как человеку поступиться со своей природой? Это значит поступиться над божественной природой – это святотатство над Господом. Вот почему у старообрядческой традиции нет коленнопреклоненного моления – потому что Господу не нужно, чтобы человек стоял перед Ним на коленях. Ему нужно сокрушение его сердца, а не физическое падение.

«А сейчас идёт следующее очередное замещение мифа. Этот миф уже открыто сатанинский. Если открыть «Сатанинскую библию» Антона Шандора ЛаВея, то одна из заповедей будет звучать так: «Жизнь есть величайшая милость, смерть — величайшая немилость. И, посему, надо прожить большую часть жизни здесь и сейчас!». Кто из вас не слышал таких слов: «Живи в моменте!», «Бери от жизни всё!», «Живи здесь и сейчас!». То есть это замена вечности, вечной души на тленное тело. Тело умерло – и всё. И это идёт как идеология в массы», – отметил режиссёр.

Что этому способствует? Помимо прочего то, что люди избегают страданий. А как писал австрийский психолог Виктор Франкл: «Страдание – есть основа обретения человеком смысла его существования». Также смысл жизни обретается через творчество и любовь. Но страдание у него стоит на первом месте. Когда человек перестает страдать, то мы начинаем терять связь с реальностью. Если есть страдание, то для чего Господь его попускает? Оно формирует смирение и трезвость мысли. Эта тема через Агафью Карповну Лыкову в фильме «Агафья и Сонечка» раскрывается ярко и потрясающе.

Приходское образование

Страдание – это осознанное преодоление трудностей во имя какого-то блага, но не самобичевание, считает настоятель Вятской старообрядческой общины о. Герман Чунин. Он также обратил внимание на важность молитвы матери, на которой раньше держалась семья, и опасности поиска и выбора молодыми людьми себе пары через интернет, а не посредством молитвы. «Если без молитвы, без Божьего благословения, без труда, без какого-то страдания, мне кажется, что это просто опасно, очень рискованно», – указал священник. 

Своё выступление о. Герман посвятил образованию детей, обозначив, что если до революции закон Божий был основой образования, то сейчас всё образование и наука строятся, не замечая Бога. «Владыка Евфимий как раз вернулся к Богу с помощью науки. Понимая, что вся наука ходит вокруг Бога, но не говорит о Боге, он решился как раз усердно заняться Тем, о Ком молчит наука. А сейчас у нас только воскресные школы, как дополнительное образование, пытаются восполнить образованные провалы в образовании о Боге», – считает священник. Самым острым является вопрос поиска учителей для воскресной школы, поскольку священник не может делать всё сам. Но если священник с усердием начинает искать преподавателей, то они находятся. Причём удивительно, что в больших городах сложнее их найти, поскольку отзывчивость в больших городах гораздо хуже.

Также настоятель отметил присущую современным людям самообман образованности, которую им внушает телефон с возможностью быстро найти информацию. Вместо того, чтобы самим писать стихи, люди заказывают их у нейросети – «получается, что мы сами не развиваемся и деградируем».

Он призвал делать уроки разнообразными, многоплановыми, чтобы каждый учащийся мог найти в них что-то своё. С молодыми людьми лучше общаться, вступать в дискуссии, устраивать диспуты по острым темам, что побуждает к знаниям и их поиску в книгах. При этом нужно чувствовать аудиторию и стараться подбирать программу обучения под её потребности.

«Если для нас жертва, которая созидает доброе, будет чем-то обязательным в нашей жизни, то тогда все проблемы образования можно решить. Но если мы не преодолеем сами себя, то список проблем можно будет только увеличить. Можно сказать, что спортсмены себя бичуют ради результата, подвергают себя большим испытаниям. В духовном смысле мы должны быть тоже спортсменами. Ради тех призывов, о которых говорит Господь, мы тоже должны выводить себя из состояния удобства, чтобы созидать доброе. Если мы сегодня не занимаемся образованием, то мы не можем надеяться, что наше общество завтра станет лучше, образованнее, что слово Божие будет среди людей», – заключил о. Герман.

Благодаря образованию мы либо сможем совершить прыжок в будущее или попадём в чиновничье-феодальную зависимость, которую нам готовят, подчеркнул руководитель казачьего ансамбля «Багрянье» Георгий Нестеров. Он изучает историю Булавинского восстания и исход казаков-некрасовцев из России. По его словам, реформа православной веры XVII имела цель закабалить русский народ, сломав ему сначала духовный хребет. После чего началось повсеместное насаждение крепостного права.


Медиа:Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте