Об омофоре, саккосе и митре

В статье под таким названием Н. Пальмов в «Трудах Киевской Духовной Академии» (кн. VII, VIII за 1912г) дает исторические справки о происхождении сказанных святительских одежд.  Некоторые из этих справок довольно интересны, и мы считаем нелишним познакомить с ними наших читателей.

Омофор, — говорит г. Пальмов, -знаменующий заблудшую евангельскую овцу. (Лук.XV, 4-5), которую взимает на рамена свои архиерей, следуя примеру доброго Пастыря, имеет, надо думать, апостольское происхождение. Уже в век апостольский была известна у христиан одежда, покрывавшая шею и плечи. Одежда эта не составляла, впрочем, исключительной принадлежности высших иерархических лиц в Христовой Церкви-апостолов и их преемников. Она носима была и Божией Матерью, и другими святыми женами, причем покрывала у них не только шею и плечи, но еще и главу. В короткой накидке у восточных монахов, покрывавшей плечи. Такой омофор, покрывавший шею и плечи, и был, по преданию, соткан собственноручно Богоматерью для Лазаря праведного, тридцать лет епископствовавшего после своего воскресения в Китейском граде.

Восточному омофору на Западе соответствовал у епископов паллий. Он совершенно так же, как омофор, облегал шею и плечи. Он совершенно также, как омофор, облегал шею и плечи. В таком виде паллий представляется на изображениях римских епископов св. Каллиста I (218-233гг) и св. Марцеллена (296-325гг)., у R. Garrucci в его издании: «Storia della Arte Cristiana nei primi otto seculi della Chiesa». Паллий у названных епископов застегнут на груди геммами.

Свой священный характер омофор получил, вероятно, в апостольский еще век. Но прямое свидетельство о таком характере главного теперь архиерейского облачения мы имеем только от IV века. Именно о св. Митрофане, архиепископе константинопольском (315-325гг) повествуется, что, объявив пресвитера Александра своим преемником, согласно воле императора и желанию народа, он сложил с себя омофор на св. трапезу. Этого последнего св. Митрофан, конечно, не сделал бы, если бы омофор не был священною одеждой.

Вместе с священным характером епископский омофор из глубокой древности получает и символическое знаменование. Св. Исидор Пелусиот (ум. 436г) говорит, что «омофор епископа, сделанный из волны, а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, восприял на рамена свои».

Когда епископский омофор принял вид более или менее широкой ленты, облегающей шею с плечами и спускающийся спереди и сзади, — с точностью неизвестно. Можно лишь предполагать, что это случилось уже после торжества христианства. Тогда епископы, по своему высокому положению в просвещенном христианскою верою греко-римском государстве вступили в ранг знатных вельмож государства и должны были принять в свое облачение те внешние знаки отличия, которые усвоены были светскими чиновными лицами. Главным отличием должностных лиц в греко- римском государстве был лор, — широкая кайма пурпурного цвета по тунике сенаторов и консула. В доимператорский период эта кайма отделилась от туники и в консульном одеянии образовала из себя широкую повязку вокруг шеи, падавшую на грудь. Консульская повязка вышивалась разноцветными узорами, а когда от консулов перешла она затем к императорам, то стала украшаться драгоценными камнями и жемчугом.  Этот-то лор, как отличие должностных лиц в греко-римском государстве, и приняли на себя христианские епископы, украсив его первоначально одними крестами и бахромою. Замена древнейшего омофора лором в эпоху торжества церкви могла произойти с той большей легкостью, что преобразовать омофор в лор очень удобно. Следовало только присоединить к омофору спереди и сзади два спускающихся конца той же самой материи, из которой сделан был омофор. Получался трехсоставный архиерейский омофор-лор. Об этой трехсоставности архиерейского омофора, после его преобразования, сохранилось свидетельство у св. Софрония, п. Иерусалимского, предполагаемого автора. «Слово о Божественном Священнодействии». Он прямо называет архиерейский омофор «трехсоставным». Хотя св. Софроний тут же и объявляет, что трехсоставный омофор»надевает архиерей потому, что служит Троице», но для нас важно не это символическое и, конечно, позднейшее толкование омофора.  В свидетельстве св. Софрония о трехсоставности архиерейского омофора для нас важно само подтверждение факта соединения древнейшего омофора с лором, каковое соединение произошло в эпоху торжества церкви.  Неудобство всякий раз снова пристегивать дополнительные части к омофору послужило, надо полагать, причиною того, что удлиненный архиерейский омофор стал изготовляться из одного куска материи. Таким омофор представляется уже в VI веке, как свидетельствует биограф св. Григория В., папы римского, Иоанн диакон, и как это видно на изображениях омофоров на уцелевших от VI века мозаиках.

По описанию Иоанна диакона, омофор надевался так, что один конец спускался с правого плеча под грудь, поднимался затем вверх на левое плечо и падал на спину: другой конец шел точно таким же образом с противоположной стороны и через левое плечо спускался сбоку. На стене раввенской базилики св. Виталия, построенной имп. Юстинианом в 547г., при входе в алтарь доселе сохранилась исполненная мозаикой картина: стоит император, окруженный придворною свитою с тремя духовными лицами. В числе последних епископ Максимиан, он облачен в тунику, в серую фелонь и омофор, в руке епископа крест. Омофор в виде довольно узкой ленты, с крестами и с бахромой по концам, лежит на епископе Максимиане так, как описывает биограф св. Григория; один конец омофора спускается с левого плеча наперед до бедра, другой конец должен лежать на спине. Омофор не плотно прилегает к шее, но низко падает на грудь.

Из восточных мозаик остановимся, прежде всего на мозаиках св. Софии константинопольской. Мозаики св. Софии великолепно изданы Зальцепбергом, а наш русский ученый В. Прохоров позаимствовал интересные изображения святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Николы Чудотворца и др. и поместил их во 2й книге «Христианских древностей и Археологи» за 1864г. В сравнении с омофорами Максимиана и Аполлинария, омофоры у восточных иерархов шире и длиннее. Широкою полосою лежат омофоры у святителей на оконечностях плеч, перегибаются на груди и широкою полосою спускаются долу.

Высказываясь дальше, в отношении саккоса, Н. Пальмов говорит. Первоначально саккос представлял собой узкую и длинную тунику, надевавшуюся с головы, и внешним видом действительно оправдывал свое позднейшее название мешок. По месту своего происхождения, из Далматии, эта туника называлась Dalmatensis, далматик. Иногда такого рода одежда для удобства надевания разрезалась по бокам, а отдельные полотнища ее связывались у разреза тесьмою или застегивались фибулами. Достаточно взглянуть на далматику, в которую облачались западно-римские императоры, чтобы без колебаний признать в ней как бы прототип наших архиерейских саккосов. Ватиканская далматика-из синей шелковой ткани и великолепно расшита золотом и серебром; на ней изображен Христос во славе, с силами небесными и святыми; далматика относится к XIIXII веку.

Полагают, что в облачении константинопольского патриарха далматик вошел одновременно с тем, как он стал доступен знатным придворным вельможам византийского двора.  Но патриарх облачался в даалматик –саккос пурпурного цвета только по особо торжественным дням церковных воспоминаний, как; на Пасху, на Рождество, и в Пятидесятницу.


Автор(ы):Подготовила Ольга Преснякова
Источник:Журнал "Церковь" 1913 г.

Читайте также

похожие записи на сайте