
Малый церковный праздник памяти благочестивого муромского князя Петра и благоверной княгини Февронии в последние годы стремительно набирает свой вес в обществе. В 2008 году новый президент Дмитрий Медведев со своей супругой решили учредить 8 июля День семьи, любви и верности, как противовес захватившему общественное сознание западному «Дню святого Валентина», кстати, весьма странного «святого», от которого открещиваются даже католики.
Появился символ праздника – ромашка («февронька»), опять же в противовес розовым сердечкам-валентинкам, в Муроме стали проводить ежегодные праздники с семейным уклоном. Нововведение понравилось традиционной части российского общества, а в цветочных лавках в ответ на запрос покупателей в этот день появились ромашки.
Следующее усиление празднования пришлось на 2022 год, когда указом президента Владимира Путина праздник стал государственным. Затем 2024 год был объявлен в России Годом семьи, и сегодня впервые по всей стране проходит Всероссийский парад семьи. Опять же как ответ на парады содомитов и извращенцев, поддержка которых в ряде стран стала частью государственной политики. Также Госдума и министерство юстиции обсуждают законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри (отказа от рождения детей).
Несмотря на то, что церковный календарь не изменился, некоторые настоятели отреагировали на веяния времени. Так, в подмосковной Андроновской общине в воскресенье после литургии состоялось освящение воды на мощах муромских чудотворцев Петра и Февронии, а настоятель Храма в честь иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость» в Новокузнецке Игорь Мыльников проникновенно поздравил всех верующих с праздником. «Мы просим благодать – редчайшую благодать верности, радости, служения друг другу ради Христа Бога нашего. Храните друг друга, берегите друг друга, жалейте друг друга, живите в радости, пении, во псалмех и песнях духовных, дорогие мои братья и сестры», – заявил пастырь в своём телеграм-канале «Гласъ Первый».
Отрадно видеть, что государство и церковь нашли правильную ноту, на которой могут петь вместе с народом. «Повесть о Петре и Февронии» – это настоящее народное произведение древнерусской литературы. Её автором считается священник Ермолай (в иночестве Еразм), который составил житие после причисления Петра и Февронии к лику святых на церковном соборе в Москве в 1547 году. Сказание о муромских супругах, живших в XII-XIII веках, было настолько популярно в народе, что распространялось в различных списках и версиях, обрастало преданиями. О. Ермолай обобщил и упорядочил эти сказания в виде жития святых. Получилось сильное духовное и художественное произведение, которое можно сравнить с «Житием протопопа Аввакума, им самим написанным». Не случайно именно эти два жития изучают в светских вузах на занятиях по литературе.
Сегодня о Петре и Февронии снова пишут и снимают мультфильмы, чему можно только радоваться. Старообрядцы – очень семейные люди, преимущественно многодетные. Забайкальские староверы даже обрели отдельное название – семейские. Семья – это один из путей спасения, причём зачастую гораздо более сложный по сравнению с монашеством. Инок может удалиться от суеты мирской и остаться наедине с Богом. Семьянин же лишён возможности такого ухода: только терпение, смирение и любовь ради ближних.
| Автор(ы): | Мгорь Ермаченков |
|---|

