Священное Писание в жизни христианина

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39)

Истинность Слова Божия

Каждый верующий христианин молится Господу Богу. Молится с благодарностью, с покаянием, с прошением. Он обращается к Богу, а Творец и Создатель подает по его чистоте сердца (Мф 5:8). Как Бог общается с нами? Через Божественное Слово, которое Он изрек Сам или через Своих пророков, которое бережно было записано мудрыми благочестивыми мужами. При чтении Священного Писания на службе мы становимся не просто «хранителями благочестивой памяти о событиях», но живыми свидетелями того или иного события, слушателями Господа на Его проповеди и так далее.

Священное Писание обладает уникальными свойствами повествования и достоверности данных. Прежде всего, оно согласованно и последовательно, а одинаковые места органично дополняют друг друга (напр. Книга Царств и Паралипоменон; одни и те же евангельские события у разных евангелистов и т. д.). Божественные слова следуют одним и тем же установкам, в духе Правды Божией и Истины, Бог не противоречит Сам Себе, поскольку Он Сам есть Истина и послал Священное Писание (далее — СП) верным людям через праведников посредством Святаго Духа. Оно передает достоверную и последовательную хронологию событий, так как является надежным историческим источником. СП способно жить лишь в Истине, когда вне ее оно может быть искажаемо в угоду иным учениям, преданиям человеческим. СП не сокрыто от людей, что не делает его частью раздела disciplina arcani, а его тайны открываются не от посвящений или определенного положения, а от добродетельной и богоспасаемой жизни. СП стоит первым в источниках Истины для христианина, далее следуют Соборы Церкви, так как они собираются Святым Духом и едины по духу с первоисточником, после же них — правила богоносных отец, мнения святых (согласно св. Иоанну Зонаре). При написании Божественных книг, что очень важно, авторы, при нашествии на них Святаго Духа, находились в сознании и свободной воле, писали не «под диктовку», но использовали свои познания и образы.

Изучение СП — часть повседневной жизни каждого верующего, а в постижении ему помогают толкователи — святители, преподобные и праведные. Церковь предлагает верующим толкования на СП от святых отцов, которые способствуют правильному усвоению Божественных слов. К наиболее известным относятся прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, свв. Иероним Стридонский и Феофилакт Болгарский. А теперь как раз об этом…

Критерии толкования

«Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф 22:29, Мк 12:24)

Подход к толкованию (экзегезе) Священного Писания за время существования христианства приобрел множество новых форм, как православных по своему содержанию, так и еретичных.

Божественные отцы первого тысячелетия от Р.Х. образовали несколько экзегетических школ, среди которых выделяется Александрийская (где произошел аллегорический, т. е. иносказательный/символический метод толкования) и Антиохийская (буквальный метод, практически не включавший мистику), пользовавшаяся историческими данными. Обе школы с ее методами создают полноту понимания Божественных слов. Аллегорический смысл раскрывает символику, стоящую за каждым стихом, так как каждое слово в СП очень взвешенно, а особенно та часть, которая относится к сказанному Самим Богом (в Ветхом Завете Богом Отцом, а в Новом Завете Богом Сыном). Буквальное толкование в каком-то смысле не дает полностью погружаться в мистику и символизм, так как Господь помимо учительной миссии исполнил и искупительную, освободительную от греха миссию, которая никак не может толковаться символически. Многие экзегеты объединяют эти методы, тем самым донося до нас полную картину понимания Писания.

В контексте критерия (мерила) СП важную роль играет различение между собой Божественных книг, цели их написания и практического предназначения. Так, например, в послании ап. Павла к Тимофею красной нитью проходит практическое наставление пастырю, в то время как книга Исуса, сына Сирахова — фактически является книгой о воспитании. Книги Ветхого Завета — это фундаментальная основа, а книги Нового Завета — венец, раскрывающий полноту спасения человека в совершенном законе, данным от Самого Сына Божия и Его учеников. В православной традиции СП всегда было письменной частью Священного Предания, так как оно не может существовать отдельно от того, что передали нам Господь Исус Христос и апостолы.

Еретические толкователи, как правило, выпячивают одно, отстранившись другого, а само толкование, как правило, «самоистолкование», строится в угоду какого-либо учения. Например, мистический смысл ставят в доминирование над буквальным (как, например, баптисты, мыслящие о Таинствах просто как о символах). В латинском понимании наоборот — убирается символизм и толкование переходит в букву (схоластика). Очень часто нарушаются и мерила Писания. Так, например, у неопротестантских группировок есть не только свой вариант текста (взятый, кстати, с изданных текстов, например Синодальный или версия Библии короля Иакова; и зачастую идентичен какому-то из перечисленных оригиналов), но и практически отсутствует сравнение текстов. Например, Свидетели Иеговы (запрещенная организация в России) воспринимают свой текст Библии как однородный, не разделяя его на Ветхий и Новый Заветы. Другие религиозные движения (например, в России) и вовсе признавали лишь несколько глав (!), которые оправдывали их учение, а остальной текст называли поврежденным и неправильным («идеальный» аргумент), например, скопцы. Кроме того, на Западе Писание может быть как отдельно от Предания (латинство), так и исключительно без какого-либо Предания (протестанты и неопротестанты с учением «solo scriptura», о «самодостаточности» Писания). Мормонское учение, например, признает Библию, «если ее перевод правильный» (неплохая оговорка). Исходя из этого, вопрос напрашивается сам собой: «Из каких книг состоит православный канон Священного Писания?»

Структура Священного Писания

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим 3:16)

Традиционно Церковь подразделяет книги Священного Писания на Ветхий и Новый Заветы.  Расположение книг, как правило, носит последовательный характер, что особенно выражено в книгах Ветхого Завета, большей частью исторической направленности. Канон книг формировался несколько столетий святыми (напр. свтт. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Мелитон Сардийский), а собран и утвержден уже к IV веку (на Карфагенском Соборе в 397 году и многих других). Для удобства пользования книги стали подразделяться на зачала, главы и стихи, что облегчает пользование Библией. Состав книг Библии менялся, но незначительно (Новый Завет, однако, всегда оставался без изменений).

Кстати, о направленности. Каждый христианин, который читает Библию (СП), знает, что ее текст содержит исторические данные, богословие, пророчества, научение и многое другое. Многие экзегеты и исследователи Библии подразделяют книги СП по их основным темам. Разумеется, мы не можем отделить их друг от друга, но и не можем слить их все воедино, так как каждая книга может в своем содержании иметь несколько тем.

Итак, книги, максимально раскрывающие историю Церкви — Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Исус Навин, Судьи, Руфь, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон (Хроники), Варух, 3 книги Ездры, Неемия, Есфирь, Иудифь, Товит, 3 книги Маккавейские, Евангелие от Луки (здесь — в контексте исторического повествования), Деяния Апостольские. Благодаря этим книгам у христианина формируется представление о жизни народа Божиего (Израиля Ветхого и Нового Заветов), этапов его развития, взаимоотношений с Богом. Эти книги охватывают промежуток времени от Сотворения мира Богом до, приблизительно, Иудейской войны, повлекшей за собой разрушение Второго Храма в 70-х годах по Рожестве Христовом.

Другой темой СП является пророчества. В контексте Ветхого Завета — это ожидание Спасителя, а также событий, которые произойдут во время Его Первого и Второго Пришествий. Как следует из названия темы, больше всего их содержится в книгах пророков (4 Великих и Малых) — Исайя, 3 книги пр. Иеремии, Иезекииль, Даниил, Варух, Иосия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. Некоторым пророкам Господь даже открыл видение будущего Церкви Христовой (напр. пр. Даниил). Необходимо учитывать, что пророческое служение — это, прежде всего, обличение безнравственности народа Божия, а потом уже пророчества. Пророческую тему охватывают и Евангелия (пророчества Самого Спасителя) и некоторые послания апостольские (например, о всеобщем Воскресении и так далее). Не будем забывать, что множество пророчеств содержится в Псалтыре, а  также в последней книге Нового Завета — Откровении  ап. Иоанна Богослова.

Еще одной немаловажной темой является нравственность, которая рассматривается практически в каждой книге СП. В Ветхом Завете книги, наиболее исполненные нравственным учением — Сирах, Притчи, Премудрости Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, Иов. Примеры нравственности, разумеется, также положены и в других книгах. В Новом же Завете — это Евангелия (ведь Господь учил как делом, так и словом), апостольские послания.

Кстати, о структуре книг СП… На Западе после раскола 1054 года появился термин «Второканонический», а в России «благодаря» синодальному митрополиту Макарию (Булгакову), автору многих других богословских нововведений (например, «юридической теории искупления» и так далее) было введено понятие «неканонические» книги СП. Так «утратили каноничность» книги: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Сирах, 2-я и 3-я книги Ездры, три книги Маккавейские.

Но неканоническое, разумеется, есть, только другого плана. Это, например, «Пастырь» Ерма (написанный вскоре после постыдного помысла), «Дидахе» (сборник, который «вновь обнаружили», приписав ему свойства древних, но «забытых» апостольских правил жизни). Эти книги называются апокрифами, потому что их происхождение весьма сомнительно, а содержание не отображает Божественности (согласности, спасительности суждений, богословию Церкви) текста. Возвращаясь к предыдущей главе, вспоминаются слова пророка Амоса (8:11-12): «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его».

Подход к изучению Писания

Изучение Божественных текстов — это постижение Премудрости Божией, которая охватывает все стороны жизни человека. Это и объяснение происхождения мира и человека; Всемогущество Божие (например, Пятикнижие), история человечества (книги Библии с историческим уклоном); ответы на вопросы о спасении души; воспитание и многое другое. Как Церковь предложила решение вопроса об изучении СП? Как жизнь христианина строится вокруг Христа, так и изучение Путей Божиих начинается с Писания.

Во время проповеди Евангелия в первом столетии по Рожестве Христовом апостолы и евангелисты создают Четвероевангелие (Мф, Мк, Лк, Ин), каждое из которых имело свою направленность. Они благовествовали Учение Христа, и  оно становилось «во главу угла» (что очень важно, так как Новый Завет — Завет совершенный; «во главу угла» — архитектурное решение соединения сводчатых колонн углом). Следующие пояснения — лишь изложение мнений толковников и рекомендация (а не правило).

Для тех, кто жил Законом Божиим Ветхого Завета, вел толедот (родословные), знал Священное Писание и ожидал Спасителя, то есть для правоверных иудеев (жителей Иудеи) Благую Весть передает апостол Матфей. Он благовествует для всякого человека, ознакомившегося с Ветхим Заветом (что касается пророчеств и истории). Это Евангелие самое объемное и изобилует отсылками на Ветхий Завет и пророков, в нем очень много притч и новых заповедей.

Для обратившихся из язычества, которые, скорее всего, не знали Ветхого Завета (или знали недостаточно), пишет Евангелие апостол Марк, желая показать язычникам личность Бога-Христа, пришедшего спасти мир, совершившего множество чудес и так далее. Евангелие от Марка весьма актуально сейчас, когда охладевает вера и надежда, а многим людям, живущим без них, это дает твердую опору и фундамент. Это благовестие обладает наибольшим количеством чудес, совершенных Господом, так как в большинстве своем многие люди часто уверялись через чудеса.

Верующие христиане, которым, так или иначе, хочется понять последовательность изложения Священного Писания могут найти ее у апостола Луки, который написал последовательное изложение некоему благочестивому Феофилу (а также и Деяния апостольские).

Особняком стоит Евангелие от Иоанна, которое является источником сравнительного и догматического богословия Церкви. Целью написания благовестия стали распространяющиеся в христианской среде ереси. Благовестник раскрывает суть единства Церкви Христовой в однородности учения.

Оставим же Евангелие в центре изучения СП и пойдем далее. Апостольские послания продолжают благовествовать дух Евангелия, и первыми в каноне Нового Завета предстоят Соборные послания апостолов. Как правило, они практически все содержат нравственный (укрепление в вере, исправление нравов, жизнь во Христе и построение ее вокруг Церкви) и вероучительный смыслы (о Таинствах Церкви, против еретиков). Послания пишутся разными авторами и носят общий характер пожеланий христианам. Послания апостола Павла, как правило, конкретны, то есть были написаны по ситуации в общинах (разногласиях, нравах и другом) и лично кому-либо из апостолов (Тимофею, Титу, Филимону) как наставления архипастырям.

Книги Ветхого Завета построены более упрощенно, но без них невозможно до конца усвоить Божественное Слово. Как увериться в исполнении пророчества, не зная его? Как поверить, что Христос — Сын Божий, не зная о Всемогуществе Бога? Даже Евангелия представляют собой единый комплекс, постижение которого невозможно только через одного евангелиста, поэтому и невозможно общаться с Богом, постигая Его Слово только лишь с одной стороны.

В завершении уместно привести слова преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл».


Автор(ы):Чтец Даниил Андрюков
Медиа:Священное Писание. Острожская Библия. Евангелие от Иоанна, 16-е зачало
Источник:«Старообрядецъ», № 93, январь – март 2024 г.

Читайте также

похожие записи на сайте