
Выход новых аудио альбомов знаменного роспева — дело не частое. 23 февраля хор Ржевской Покровской общины опубликовал свой новый альбом «Великая вечерня». Сегодня портал «Старообрядцы» берет интервью у руководителя хора Василия Гладышева.
Добрый день, Василий! Расскажите, пожалуйста, о вашем хоре.
По большей части наш хор состоит из прихожан Ржевского Покровского храма, но есть певчие и из нескольких других старообрядческих общин. Наши хористы — молодые люди, которые, благодаря своей увлеченности и усердию, занимаются изучением и исполнением песнопений знаменного распева. Основной замысел, положенный в основание хора, — расшифровка и исполнение редких, утраченных в практике песнопений, и возвращение их в богослужебную повседневность.

Расскажите поподробнее об этом. Удалось ли вернуть в практику что-то?
Да, с Божьей помощью и по благословению настоятеля мы начали петь кафизмы на вечернем богослужении (2-ю, 3-ю,17-ю в субботы и иные — в будни). В библиотеке нашего храма сохранилось несколько старинных рукописных обиходов с кафизмами нараспев. Это очень древний вид псалмопения, его сохранили старообрядцы-некрасовцы, поморцы. Мы стремимся возвратить эту незаслуженно забытую практику и в наши храмы. Также мы поем 18-ю кафизму на Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост.
Чем примечателен именно этот, новый альбом?
Этот альбом — важный этап развития нашего хора. В ходе изучения знаменного распева я встретился с поморским наонным обиходом. Надо сказать, состав этого обихода значительно обширнее обихода, изданного Л. Ф. Калашниковым. Несколько лет назад возникла мысль: надо записать песнопения вечерни из этого обихода. При этом было понятно, что для богослужебного применения необходимо привести их в соответствие с наречной традицией, что мы и сделали.

Поясните, пожалуйста, в чем разница между наречным и наонным пением?
Пожалуй, наречное пение объяснить просто. Это пение, текст которого совпадает с текстом в печатных богослужебных книгах, то есть, как читается, так и поется. Но так было не всегда. До XVII века на Руси бытовало «наонное», «раздельноречное» пение. Его особенность в том, что буквы «ъ» и «ь» в некоторых местах пропеваются как «о» и «е». То есть «седохомъ» поется как «се-до-хо-мо», «Господь Бог» может петься как «го-спо-де бо-го». Подробный рассказ о причинах этого явления выходит за рамки нашего разговора — я отсылаю здесь к статьям различных исследователей на эту тему. Вот это наонное пение сохранили до сего дня беспоповцы.
То есть, получается, вы поете беспоповское пение?
Я считаю, что называть его беспоповским некорректно. Это не беспоповское — это наше, родное православное предание, пусть и за года забытое. К слову, никониане на Большом Московском Соборе помимо клятв на старые обряды также запретили наонное пение. В нашей же Церкви никакого запрета на него не было. Такое пение освящено и Соловецкими страдальцами, которые его придерживались.

Понятно. Где можно послушать ваш альбом?
Послушать альбом можно на канале в YouTube, в Telegram-канале и группе ВКонтакте. Также в ближайшее время будет публикация на Яндекс Музыке и других музыкальных сервисах. Мы замечаем, что у современной как светской, так и нашей внутренней аудитории есть запрос на качественную сакральную (духовную) музыку, и мы рады сделать свой вклад в это дело.
Какие планы у вашего хора?
В планах продолжать работать над качеством исполнения: мы вполне трезво осознаем, что нам «есть куда стремиться». Ну и расширять певческий репертуар, включать в него более сложные песнопения. В общем — работать, работать и еще раз работать.
| Медиа: | Алексей Акатьев |
|---|

