Федор Мельников «История Старообрядчества»: Царствование императора Александра II

Освободительное царствование   Александра II не принесло русскому старообрядчеству освобождения. При нём был освобождение крестьян от крепостного гнёта, он освободил Болгар от турецкого владычества. Но миллионы самых коренных, самых верных престолу и Родине сынов ее, именно старообрядцев, не получили и в это царствование ни освобождения от религиозных гонений (напротив — они еще усилились в первые годы царствования Александра), никакого-либо облегчения в своей церковной жизни. Мы уже видели, что по Высочайшему повелению именно этого царя заточались в крепости старообрядческие епископы и другие священнослужители.      

В русско-турецкую 1877-1878 гг. Казаков старообрядцев пала на полях сражений, много солдат  Древлеправославной веры  Христовой умерло в больницах и лазаретах. И никогда к ним не допускались старообрядческие священники, дабы хоть в смертный час, принять из рук его святой Тайны причастия. Справедливо отметить, что умирающие солдаты  эти своею кровью и жизнью добывали права другим, в чужих странах, а сами на собственной Родине не имеют и йоты тех прав, которыми болгары всегда пользовались, находясь под магометанской властью.

Мы не можем не привезти отрывок из этой главы в  «Краткой истории старообрядчества» которые ярко характеризуют отношение господствующие власти к старообрядцам России:  В Воскресение, 5 сентября 1865 г., в отдаленном от жилых помещений флигеле старообрядки Толстиковой (в семи верстах от г. Хвалынска Саратовской губернии) совершалась старообрядческая литургия. Было уже прочитано св. Евангелие, сказывалась сугубая ектения. В этот момент внезапно раздался страшный треск от взлома оконных ставней и рам, а чрез разбитое окно влез в храм, где шла божественная литургия, хвалынский полицейский чиновник Виноградов и с ним пять человек других полицейских.

Виноградов был пьяным, он остановил богослужение нестерпимыми ругательствами, а когда священник обратился к нему с мольбой дать окончить литургию, он шагнул в алтарь, схватил стоявшую на св. жертвеннике чашу с освященным к таинству вином, выпил его прямо из потира и стал закусывать лежавшими здесь просфорами. Священник и молящиеся пришли в ужас от такого кощунства государственного чиновника и, оцепенев от охватившего их страха, не знали, что им делать.

А между тем Виноградов уселся на св. Престол, закурил папироску от горевших здесь свечей и продолжал произносить неприличную брань. Затем всех молящихся арестовал во главе со священником, которому не позволил даже разоблачиться, и в таком виде всех доставил в хвалынское полицейское правление. Был снят походный алтарь, разобран престол, все это тоже было забрано вместе с сосудами, с облачениями и со всей церковной утварью. Лежавший на дискосе Агнец Виноградов выбросил куда-то. Всех арестованных лиц заключили в хвалынскую тюрьму, и уголовное дело о них за устройство молитвенного помещения было передано саратовской Судебной Палате.

Долго старообрядцы ходатайствовали за сих страждущих невинно. Уже спустя больше года было подано на Высочайшее Имя означенное прошение. Но и оно оставлено было без внимания[1]. Кощунства же Виноградова были признаны, конечно, геройством и отправлением государственных обязанностей. Вот от кого и откуда современные безбожники большевики учились и научились безбожным надругательствам над всякой святыней.

 [1]        Старообрядец. 1879. № 18-19


Автор(ы):Анатолий Бочкарев
Медиа:Анатолий Бочкарев

Читайте также

похожие записи на сайте