
Освободительное царствование Александра II не принесло русскому старообрядчеству освобождения. При нём был освобождение крестьян от крепостного гнёта, он освободил Болгар от турецкого владычества. Но миллионы самых коренных, самых верных престолу и Родине сынов ее, именно старообрядцев, не получили и в это царствование ни освобождения от религиозных гонений (напротив — они еще усилились в первые годы царствования Александра), никакого-либо облегчения в своей церковной жизни. Мы уже видели, что по Высочайшему повелению именно этого царя заточались в крепости старообрядческие епископы и другие священнослужители.
В русско-турецкую 1877-1878 гг. Казаков старообрядцев пала на полях сражений, много солдат Древлеправославной веры Христовой умерло в больницах и лазаретах. И никогда к ним не допускались старообрядческие священники, дабы хоть в смертный час, принять из рук его святой Тайны причастия. Справедливо отметить, что умирающие солдаты эти своею кровью и жизнью добывали права другим, в чужих странах, а сами на собственной Родине не имеют и йоты тех прав, которыми болгары всегда пользовались, находясь под магометанской властью.
Мы не можем не привезти отрывок из этой главы в «Краткой истории старообрядчества» которые ярко характеризуют отношение господствующие власти к старообрядцам России: В Воскресение, 5 сентября 1865 г., в отдаленном от жилых помещений флигеле старообрядки Толстиковой (в семи верстах от г. Хвалынска Саратовской губернии) совершалась старообрядческая литургия. Было уже прочитано св. Евангелие, сказывалась сугубая ектения. В этот момент внезапно раздался страшный треск от взлома оконных ставней и рам, а чрез разбитое окно влез в храм, где шла божественная литургия, хвалынский полицейский чиновник Виноградов и с ним пять человек других полицейских.
Виноградов был пьяным, он остановил богослужение нестерпимыми ругательствами, а когда священник обратился к нему с мольбой дать окончить литургию, он шагнул в алтарь, схватил стоявшую на св. жертвеннике чашу с освященным к таинству вином, выпил его прямо из потира и стал закусывать лежавшими здесь просфорами. Священник и молящиеся пришли в ужас от такого кощунства государственного чиновника и, оцепенев от охватившего их страха, не знали, что им делать.
А между тем Виноградов уселся на св. Престол, закурил папироску от горевших здесь свечей и продолжал произносить неприличную брань. Затем всех молящихся арестовал во главе со священником, которому не позволил даже разоблачиться, и в таком виде всех доставил в хвалынское полицейское правление. Был снят походный алтарь, разобран престол, все это тоже было забрано вместе с сосудами, с облачениями и со всей церковной утварью. Лежавший на дискосе Агнец Виноградов выбросил куда-то. Всех арестованных лиц заключили в хвалынскую тюрьму, и уголовное дело о них за устройство молитвенного помещения было передано саратовской Судебной Палате.
Долго старообрядцы ходатайствовали за сих страждущих невинно. Уже спустя больше года было подано на Высочайшее Имя означенное прошение. Но и оно оставлено было без внимания[1]. Кощунства же Виноградова были признаны, конечно, геройством и отправлением государственных обязанностей. Вот от кого и откуда современные безбожники большевики учились и научились безбожным надругательствам над всякой святыней.
[1] Старообрядец. 1879. № 18-19
| Автор(ы): | Анатолий Бочкарев |
|---|---|
| Медиа: | Анатолий Бочкарев |

