
Стало доброй традицией портала «Старообрядцы» накануне очередного Освященного Собора встречаться с митрополитом Корнилием, чтобы подводить с ним итоги. Впервые мы обстоятельно пообщались с предстоятелем РПсЦ в 2021 году, через год интервью повторилось. Нынешний год был насыщен на события — Церковь потеряла архиепископа, освящено несколько храмов, произошло соединение Старообрядческой Церкви с Древлеправославной Архиепископией. Об этом, и о взаимоотношениях с властью, РПЦ и братской Браильской Митрополией мы поговорили с владыкой.
«У нас силен патриотический дух, мы совершаем молитвы за победу»
— Святый владыко, прошел год с момента нашего последнего интервью, и за это время много важного и значимого произошло в жизни Старообрядческой Церкви. Но прежде, чем мы будем говорить об этом, хочется спросить: а что для предстоятеля РПсЦ стало наиболее важным за минувший год?
— Предстоящий Освященный Собор будет подводить итоги 2022-23 годов. В числе важных событий этого времени — освящение храмов. Было освящено восемь храмов, поставлено семь священнослужителей. Также у нас открыт памятник возрождающегося института, который назван во имя протопопа Авакуума. Сейчас он строится возрождается. Надеемся с Божией помощью придет время и мы тоже освятим этот институт и он будет приносить большую пользу нашей Старообрядческой Церкви.
В этом году мы освятили и открыли так называемый Дом ребенка. Сейчас это гостиница для приезжих — это тоже большое и знаковое событие для нашего духовного центра.
Ну и, конечно, надо отметить, что сейчас проходит такое грозное событие, как спецоперация. И наша Церковь, конечно, участвует в ней. У нас силен патриотический дух, мы совершаем молитвы за победу, за то, чтобы как можно больше положительного было для нашего Отечества из этих событий. И, конечно, мы бы очень хотели, чтобы все это закончилось миром на наших условиях, чтобы на Украине продолжалось мирное существование русского народа, русского языка. И, конечно, чтобы агрессивные военные силы НАТО нам не угрожали. Об этом мы молимся. Во всех церквях мы собираем средства, посещаем, по возможности, те приходы, которые на границе находятся. Все это, на мой взгляд, важные события этого года.
«Господь даст нам достойных кандидатов»
— Одно из важных (и печальных) событий — неожиданное упокоение архиепископа Донского и Кавказского Зосимы. Это и человеческая, и духовная трагедия: в условиях катастрофической нехватки архиереев смерть одного из них болезненна для тела церковного. Как Московская Митрополия и старообрядцы в епархиях ведут поиск кандидатов, и есть ли у нас надежды, что наша Церковь будет пополняться епископами?
— Да, в этом году преставился архиепископ Зосима, который долгое время возглавлял сначала Молдавскую, а потом и Донскую епархию. И сейчас на Соборе нам предстоит для этой вдовствующей епархии подыскать епископа. Я думаю, что мы найдем руководителя. Хотелось бы сказать и о том, чтобы как можно больше наших старообрядцев и священнослужителей задумались о принятии иночества. Это традиция Русской Церкви. К сожалению, в советское время она была утрачена, поскольку монастыри были разрушены. Но пополнение епископских кадров крайне необходимо. Иноки должны быть обязательно. При небольшом количестве монастырей так трудно найти достойного архиерея! Но, я думаю, к нам Господь благоволит и по нашим молитвам и к этой, и к другим епархиям Господь даст нам достойных кандидатов.
— Насколько нынешняя ситуация в сфере церковных кадров катастрофична, с твоей святительской точки зрения?
— Повторюсь, у нас в настоящее время нет соответствующего иноческого пополнения после разрушительного советского времени. Но, кстати, монастырская деятельность постепенно возрождается в женском монастыре в Улейме, в мужском — на Волге в Саратовской области. Поэтому не сказать, что ситуация уж очень катастрофическая. Потому что мы помним времена, когда действительно была катастрофа, это 1970-80 годы и после советской власти, когда вообще оставалось всего один-два епископа, и с большим трудом владыку Алимпия ставили. Сейчас такого нет, слава Богу.
— На этом фоне хотелось бы спросить о твоем здоровье и о том, откуда ты черпаешь силы, ведь твоей активностью — перелетами, переездами — можно только восхищаться?!
— Силы всем нам дает Господь, который призывает нас служить Церкви, что по мере своих сил я и делаю. Конечно, возможности не беспредельны. Но, если Господь дают такую возможность сейчас, то надо пользоваться. Пока, слава Богу, все благоволит в этому. Иногда думаю: если не я, то кто будет исполнять эту миссию? Всех, кого я знаю, молятся за меня, и я неустанно прошу этих молитв для поддержания сил.
Конечно, нужно неустанно трудиться во благо нашей Церкви, чтобы все совершалось с молитвой и со страхом Божиим.
«Если храмы строятся, то и заполняются»
— Этот год стал знаковым и прорывным в деле освящения новых храмов. Как тебе кажется, все ли они будут заполнены молящимися? Не остывают ли люди в общинах, когда дело сделано и вроде бы можно расслабиться?
— Храмов в этом году как никогда много. Восемь уже освящено, хотя год еще не кончился и это, как говорится, не предел. У нас еще есть готовые храмы, которые намечено в ближайшее время освящать. Господь дает такое время и для нас, старообрядцев, это очень важно. Мы помним, что были гонения столетиями, а сейчас храмы строятся.
А если строятся, то, я думаю, и заполняются тоже. Я это вижу. В этом деле велика миссия священника, который окормляет тот или иной приход. Вот его как раз работа и заключается в том, чтобы сеять это доброе, вечное, чтобы паству собирать в стадо. Но, повторюсь, слава Богу, что, когда я освящаю храм, он наполняется, и по-другому никогда не было.
— Среди старообрядцев нет единого ответа на вопрос о хотя бы примерной численности верующих в Русской Православной старообрядческой Церкви. Есть ли он у митрополита Московского и всея Руси?
— Информация должна быть в результате подсчета каких-то анкет. К сожалению, сейчас такого нет, и, наверное, и в прошлые годы не проходило. Как мы знаем, и сейчас нет никакой точной статистики, хотя иногда приходится слышать, что старообрядцев 1-2 миллиона, и даже большую цифру называют.
Церковь — это все-таки совокупность живых и мертвых людей. А это много людей, которые жили во Святой Руси со времени принятия православия.
И напомню, что наша Церковь непобедима, и врата ада не одолеют ее.
«Я исполнил решение Собора»

— Мы не можем не спросить о важной теме последнего времени — о взаимоотношениях с Древлеправославной Архиепископией и освящением храма в Сочи. Вокруг этой темы немало рассуждений. Какова на этот счет позиция Московской Митрополии?
— У нас было решение Собора, которого я, конечно, придерживаюсь, потому что по благодати Святаго Духа эти решения принимаются. Шесть лет прошло с того момента, когда мы впервые обсуждали этот важный вопрос присоединения Древлеправославной Архиепископии. И в прошлом году подведен итог, создана Сочинская епархия.
По-моему, это большое и важное историческое событие. И на Соборе прошлого года мне было поручено их окормлять. Это окормление, в частности, выразилось в том, что по приглашению сочинской общины я совершил освящение храма. Поэтому, я считаю, что я исполнил решение, порученное мне Собором. Я думаю, что это благое дело.
К нам присоединились несколько приходов — это для Церкви очень важно. Как говорит Господь: нужно оставить 99 овец и идти за одной, чтобы ее тоже присоединить к стаду и спасти. Вот это в какой-то мере и произошло. Сбылась Евангельская заповедь о умножении Церкви и спасении душ, которые только в нашей истинной Церкви могут спастись. Это событие и произошло с присоединением и учреждением Сочинской и Кубанской епархии.
«Прерывать отношения мы не намерены»
— В связи с этим идут разговоры в среде духовенства и активных мирян о возможном разрыве молитвенных отношений двух братских Митрополий — Московской и Браильской. В диалоге ли митрополит Корнилий с митрополитом Леонтием и идет ли между предстоятелями взаимный обмен мнениями и объяснение позиций в контексте ситуации с Древлеправославной Архиепископией?
— Обмен мнениями, конечно, идет. И на этот Освященный Собор мы пригласили митрополита Леонтия, чтобы обсудить те вопросы, которые для него и их митрополии неясны. В своем приглашении мы написали, что не должны обсуждать служение клириков своих епархий в своих храмах, потому что это наши внутренние вопросы, которые мы решаем соборно. Они свои решения принимают, мы свои. И в этом отношении мы не зависимы друг от друга. Но, если есть другие вопросы у братской Белокриницкой Митрополии, то мы готовы их обсуждать в любой форме, что мы и делаем. У нас были уже за эти годы ответы вопросы, и мы регулярно приглашаем братьев для продолжения обсуждений.
Со своей стороны прерывать наши взаимоотношения мы не намерены. И делаем все, что возможное, чтобы у нас оставалось единое духовное пространство. Поэтому будем молиться, чтобы Господь устроил и никакого разрыва не было.

— Владыко святый, объясни, пожалуйста, чадам Старообрядческой Церкви, что в освящении храма в Сочи не было никакого нарушения канонов. Сегодня старообрядцы Имеретинской бухты и некоторых других приходов юга России — это такие же христиане РПсЦ, как и все остальные?
— В моем представлении, основа этого соединения — признание и принятие митрополита Амвросия в XIX веке, в 1846 году. Разделение тогда происходило на этой почве. Этот вопрос сейчас решен для тех, кто к нам присоединился. В Сочинской и Кубанской епархии (Древлеправославная Архиепископия) считают, что принят митрополит Амвросий правильно, а это как раз основа нашей Белокриницкой иерархии.
И то, что произошло, стало историческим событием, никаких нарушений канонов не было, было решение Собора и с их стороны было решение, что мы соединяемся. Главное, они признали митрополита Амвросия.
Что сегодня объединяет нас с органами государственной власти?
— Несколько слов о взаимоотношениях с властью. В этом году сотрудничество нашей Церкви и чиновников всех уровней власти продолжалось? Есть ли какие-то плоды этого сотрудничества, о которых можно было бы рассказать со страниц старообрядческого портала?
— Сотрудничество, в первую очередь, в нашей молитве за власть, нас и апостолы к этому призывают. Сейчас власти лояльны, позволяют нам мирно существовать, мы молимся, а они помогают или хотя бы не препятствуют нам. И это уже хорошо, потому что в истории старообрядчества, особенно в дореволюционном, было много препятствий со стороны властей. Сейчас мы видим доброе отношение к нам, в том числе от властей на местах.
Вот указ Президента России № 809 «О возвращении к традициям», подписанный в ноябре прошлого года, это как раз совместная наша с властью задача возвращений православных, исторических, культурных традиций, в том числе сохранения русского языка, русского духа, как это было во времена Святой Руси. Это очень важно сейчас, когда многое повернуто на Запад. Старообрядцы всегда были верны этим традициям, собственно, и раскол в свое время из-за этого происходил. И протопоп Аввакум, и боярыня Морозова свои жизни отдавали, чтобы сохранить эти традиции.
Этот документ в какой-то мере объединяет нас с Администрацией Президента, с Правительством РФ, и мы будем выполнять его и возвращаться к традициям.
— В этом контексте не можем не спросить и о контактах с РПЦ. Насколько, по-твоему, целесообразен диалог старо- и новообрядцев и какую практическую пользу он несет?

— Недавно у нас прошла встреча, которая была одобрена Советом Митрополии, с митрополитом Антонием, который возглавляет комиссию по взаимоотношению со старообрядчеством. Обсуждали основной вопрос, который уже несколько лет решается: о признании Белокриницкой иерархии. И этот диалог, который проходит несколько лет, как раз и был предметом нашего обсуждения. Мы решили, что надо продолжать это обсуждение, и, возможно, подвести промежуточные, а может и окончательные итоги, на совместной комиссии, которая будет в ближайшее время собираться с обеих сторон.
И второй вопрос, который мы обсуждали, по поводу согласования по Абхазии о создании нашего представительства. Там есть старообрядцы, и это представительство, которое нужно и нам, и нашего государству, чтобы Абхазия была ближе к России. И это мы тоже обсуждали и нашли согласие в этом вопросе.
«Не впадать в панику, в уныние»
— И последнее. Из-за непростой геополитической ситуации и в контексте появления новых сведений о санитарном неблагополучии в мире, тревожность среди людей, в том числе тех, кто и остаётся верующими, но говорят о приближении последнего времени, возрастает. Для многих очень важно твое архипастырское слово, отеческая поддержка, напутствие. Нас читают тысячи старообрядцев, но и не только их, в том числе те, кто только ищут истину. Что скажешь ты им и всем нам в эти непростые времена, которые многие называют последними…
— Я буду говорить об этом в своем докладе Освященному Собору, потому что это очень важно. Действительно, апокалиптические настроения имеют под собой почву. То, что сейчас уже войной называется, может перерасти в разрушительный ядерный конфликт, поэтому очень важно для старообрядцев, во-первых, не впадать в панику, в уныние — это большой грех.
Конечно, нужно больше молиться, уповать на Господа, потому что все в Его руках. Сказано: «Волос не упадет с головы человека без повеления Господа». Значит, эти события, свидетелями которых мы становимся, нужны Господу, чтобы человек задумался о своем будущем, о своей душе, обращался бы к Господу чаще, ходил в церковь.
Господь говорит: «В чем я вас застану, в том и судить буду». Поэтому мы должны быть готовы дать ответ Господу каждый день. Мы не знаем, когда уйдем из этой жизни, поэтому, если Господь нас застанет в борьбе со своими грехами, в покаянии, в молитве, заботе о ближних, то это самый лучший исход из временной жизни. Я призываю каждого задуматься о своем духовном состоянии, больше молиться и тогда Господь нам пошлет все благое для нашей Церкви, для спасения нашей души.
| Метки: | Митрополит РПсЦ Московский и всея Руси Корнилий |
|---|---|
| Автор(ы): | Максим Гусев |
| Медиа: | Анатолий Бочкарев |

