
Австрийский исследователь Камилло Брайлинг защитил докторскую диссертацию на тему «Старообрядцы в дельте Дуная». О своей работе он рассказал в Московском Старообрядческом Духовном Училище на лекции в пятницу, 11 февраля.
Мы знакомы с Камилло около семи лет. Познакомились на Рогожском. Тогда, в 2015 году, он приехал в Россию по приглашению МГУ, заинтересовавшись темой старообрядчества. Рогожское он хотел посетить исключительно ради литературы.
Любопытство заставило подойти поближе и у нас завязался разговор. Я предложил иностранному гостю посмотреть Рогожское и мы оценили выставку, церковную и казачью лавки. Австрийца интересовало старообрядчество, но пока я даже не представлял объем его работы. На следующий день Камилло, с Божией помощью, встретился с митрополитом Корнилием, что также вдохновило его на научную работу.
Защитился он в 2021 году у себя в Венском Университете на кафедре славистики, и для него это стало большим событием. Диссертация, занявшая почти 900 страниц текста (практически полностью на немецком), представляет большой филологический и антропологический интерес.
И вот, в феврале, с целью продолжения исследований и сбора информации Камилло снова прилетел в Москву. Мы договорились с ним о встрече в Духовном Училище.Однажды я попал в одно село, о котором мне было мало что известно, — рассказывает Камилло Брайлинг. — Это было в Румынии, когда я решил посмотреть русскоязычные села в дельте Дуная. Тогда у меня еще не было в планах писать эту работу. Меня удивило, что люди здесь были очень дружелюбны со мной, мне даже показалось, что все жители были одной большой семьей. Я решил остаться на некоторое время. Там я узнал, что они «липоване», старообрядцы из России. Поскольку я преподаю русский язык в школе, то эта тема была мне близка.
Когда Камилло «загорелся» этим исследованием, ему было примерно 24-25 лет. Он несколько лет путешествовал по селам Украины и Румынии, собирал нарративы и интервью, делал фотографии, иизучал местные языки и обычаи.
Успешной пробой пера стал труд «Похороны в Свиштовке», в котором описывается жизнь липован в румынском селе Свистовка.
Мы увидели фотографии с мест путешествий. Особенно привлекло наше внимание Вилково — «маленькая Венеция» в дельте Дуная с водными каналами, деревянными мостиками и красивыми старообрядческими храмами.
Старообрядцы-липоване в Румынии и Украине стоят перед проблемой сохранения русского языка и собственной идентичности. Старшие поколения говорят на русском, а молодежь практически нет. Некоторые липованы охладели к вере, — отмечает Камилло, — посещают службы только на большие праздники. Некоторая часть уезжает из сел, что, конечно, приводит к их опустению. Однако, старообрядчество — это традиция русской деревни, общины, поэтому переезд в город происходит довольно медленно. Все-таки, я думаю, что липоване будут существовать и дальше, так как все равно они придерживаются своих традиций, оставаясь таким интересным в наше время социальным явлением.

