Впечатления участника Освященного Собора: то главное, что надо знать про Древлеправославную Архиепископию, которую обсуждали до позднего вечера

Мне неоднократно доводилось бывать на Освященных соборах в качестве члена разных комиссий и выступать с докладами. Но я никогда не присутствовал на соборах как делегат. В этом году наша Никольская община доверила мне представлять ее на соборе. Благодарю прихожан и настоятеля отца Алексия Лопатина за оказанную честь.

Рассказывая о соборе, я остановлюсь лишь на том, что, как мне кажется, стоит особо пристального внимания. Возможно, вопросы, обсуждавшиеся в этом году, были не столь значительны, как вопросы прошлых лет. Но за некоторыми небольшими вопросами мне видятся большие проблемы.

Все два дня работы собора над его участниками витала тень Древлеправославной архиепископии (ДА). Какой вопрос мы ни обсуждали бы – состав Канонической комиссии или границы епархий – тема ДА возникала снова и снова.

ДА – это малочисленное сообщество, в 1999 году отделившееся от Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ). Первым архиереем ДА стал Евмений (Титов) – епископ РДЦ, управлявший приходами в Румынии. Мои знакомые, бывшие в Румынии, отзывались о Евмении, мягко говорят, «не очень», говорили о нем, как о весьма нерасположенном к Белокриницкой иерархии. Надобно сказать, что в румынских приходах РДЦ «австрийцев» перекрещивали. Как я понимаю, так поныне поступают в ДА.

В 2000 году Евмений единолично рукоположил в епископы священноинока Аполлинария (Дубинина). До этого Аполлинарий добивался епископского сана в РДЦ, но безуспешно.

Я немного знавал Аполлинария. Он был, как говорится, публичной фигурой. Выступал на различных конференциях, приходил к нам, студентам РГГУ. Почему-то он считался большим знатоком старообрядчества, и его приглашали для лекций и разговоров с молодежью.

В одной из моих телефонных книжек был записан телефон Аполлинария. Я даже звонил ему пару раз. Впрочем, Аполлинарий производил на меня неприятное впечатление. Скажу так: он был очень никонианским.

Однажды я присутствовал при беседе Аполлинария с владыкой Андрианом, тогда еще казанским епископом. Встреча проходила в неформальной обстановке, в Издательском отделе Московской митрополии. Владыка Андриан увещевал Аполлинария присоединиться к Церкви, перейти под омофор московского митрополита. Но гость только опускал глаза и бубнил в бороду, что он не может присоединиться к нам. Мол, ему надо посоветоваться с другими епископами, а они на это не пойдут.

В конце беседы выяснилась истинная цель прихода Аполлинария. Он попросил, чтобы Митрополия помогла ему получить храм в Москве. Вот какой человек стоял у истоков ДА! Справедливо один из участников Собора назвал ее «мутной водой».

Нет необходимости рассказывать о ссорах и расколах внутри ДА, о ее попытках примириться с РДЦ. Достаточно заметить, что проблема ДА – внутренняя проблема РДЦ. Нашу Церковь она никоим образом не касается.

На Соборе обсуждалось обращение белокриницкого митрополита Леонтия по поводу «мирной грамоты», подписанной в 2017 году Русской Церковью и ДА. Белокриницкую митрополию встревожило, что Московская Митрополия решила такой важный вопрос, не посоветовавшись с ней.

Возникла опасность, что «мирная грамота» станет причиной разрыва молитвенного и евхаристического общения между Белокриницкой и Московской Митрополиями. Кроме того, «мирная грамота» поставила крест на диалоге Старообрядческой Церкви и РДЦ.

Когда «мирная грамота» подписывалась, предполагалось, что в течение года ДА полностью соединится с Церковью, растворится в ней. Но прошло четыре года, а этого не произошло. Как говорят представители ДА, «люди не готовы».

Сложилась ненормальная ситуация. В одной епархии действуют два архиерея. В Саратове и селе Сосновая Маза открыты приходы ДА, хотя там есть старообрядческие церкви. Была попытка открыть приход ДА в городе Балаково, где уже имеется храм во имя преподобного Серапиона Черемшанского.

Священники ДА не подчиняются епископам Русской Церкви. Они называют себя «самодостаточной церковью» и не думают объединяться с нами. Кстати, представители ДА не приехали на Собор, посчитав оскорбительным для себя вопрос о «мирной грамоте».

Справедливо сказал один из соборян: представители ДА хотели использовать Церковь в качестве «крыши» для достижения своих целей. Архиепископ Зосима заметил, что Церковь открыла свои врата представителям ДА, но они не входят, а стоят на пороге и топчутся.

Во время обсуждения этого сложного вопроса выяснилась странная подробность биографии нынешнего главы ДА. Некогда Никола Елякин принял крещение в одном из наших подмосковных храмов. Через некоторое время он оставил Церковь и ушел в ДА, где был повторно крещен, а со временем стал епископом.

Также выяснилось, что, к сожалению, среди соборян есть люди, для которых «мутная вода» роднее и ближе чистой воды Белой Криницы. Была сделана попытка выдать ДА за неокружников. Но неокружников и окружников объединяла общая Белокриницкая иерархия и общая история. А что объединяет нас и ДА? У нас нет и не было ничего общего.

В результате непростого обсуждения было принято решение, которое мне представляется половинчатым. Как справедливо заметил архиепископ Никодим, надо уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Полагаю, Собору надо было исправить ошибку – объявить «мирную грамоту» недействительной и прекратить всякое общение с ДА. Но на все воля Божья.

Другой вопрос, показавшийся мне достойным внимания – вопрос об электронных документах. К нему был присоединен вопрос о прививках, поднятый Еленой Барсуковой из Костромы.

Многих волнует проблема электронных документов. Но Василий Овсянников из Минска, выступавший перед собором с докладом, не сумел внятно озвучить эту проблему. По словам Овсянникова, Всемирный банк присваивает каждому человеку то ли индивидуальный номер, то ли QR-код. Я не понял, как происходит присвоение: добровольно или принудительно. Но каждый, получивший номер или QR-код, лишается свободы воли, а Всемирный банк получает возможность влиять на бессмертную душу такого человека.

С богословской точки зрения это невозможно. И причем здесь Всемирный банк? Как он может влиять на душу? Откуда взяты эти сведения?

Овсянников указал, что берет сведения из СМИ. Из каких СМИ? Из никонианских газетенок? Из сектантских листовок? Нет, такой серьезный вопрос требует более серьезного отношения. Тут мало ссылок на СМИ. И вопрос надо ставить по-другому.

К сожалению, некоторые христиане не готовы к здравым разговорам о современных проблемах. Вместо внятных и трезвых богословских суждений мы слышим туманные разговоры о жидком чипе, всемирном правительстве, Всемирном банке, зловредном Западе, коварных масонах и их всемирном заговоре.

Люди боятся не Всесильного и Бессмертного Бога, а других людей, как они слабых и смертных. Митрополит Корнилий верно сказал: жалко тех, кто застращал себя «газетами со страшилками».

Многие христиане не понимают, что Церковь имеет четкие границы. За ними находятся ереси и расколы. Все, что оттуда приходит к нам, требует тщательного рассмотрения и изучения. К сожалению, люди, приходящие в Церковь, не всегда оставляют за порогом свои прежние убеждения, привычки и страхи. Не всегда эти люди готовы полностью и до конца соединиться с Христом и Его Святой Церковью. Подобно малыми детям, они тянут в рот все, что попадается под руку. Задача Освященного собора: маловерных учить евангельской истине, а крепких в вере утверждать в ней.

 

Дмитрий УРУШЕВ,

фото Александра ГОВОРОВА

Читайте также

похожие записи на сайте